Топ-5 облачных вендоров: стратегии расходятся
Сегодня практически каждая крупная ИТ-компания имеет свою стратегию в сфере облачных вычислений, причем, видение каждого поставщика немного отличается от конкурентов. Это обусловлено разницей в существующих бизнес-моделях, необходимостью "подтягивать к облакам" продукты, разрабатывавшиеся десятилетиями, а также личными взглядами ключевого руководства компаний. В настоящей статье рассмотрены облачные стратегии пионера в этой области – Amazon.com, а также ИТ-гигантов Cisco, Google, IBM и Microsoft.
Если IBM увеличивает традиционную трехслойную модель облачных сервисов, прибавляя сверху слой BPaaS, то Cisco добавляет лишний слой в самом низу, называя его "ИТ-основанием" (IT Foundation). К этому слою относятся "базовые компоненты для проектирования и внедрения вышестоящих слоев", которые Cisco разрабатывает вместе со своими партнерами или, говоря более простым языком, традиционные предложения Cisco в области сетевой инфраструктуры, которые вполне востребованы и при построении облачных решений.
Имея богатый опыт разработки чрезвычайно популярных интернет-сервисов, способных обслуживать сотни миллионов пользователей со всей планеты, Google выстраивает свою облачную стратегию именно на базе этого опыта. Соответственно, облачные предложения компании сегодня представлены, с одной стороны, SaaS-решениями (Google Apps), с другой – PaaS-сервисом, который позволяет разработчикам создавать масштабируемые интернет-приложения (Google App Engine).
В рамках своей SaaS-стратегии Google не планирует полностью заполнить своими разработками весь спектр возможных SaaS-приложений. Вместо этого Google выбрала путь, который по сути повторяет подходы Microsoft при разработке ПО для настольных систем: наиболее массовые, нагруженные функциональностью и ресурсоемкие приложения создаются самой Google, в то время как различное специализированное нишевое ПО создается сторонними компаниями. В этом смысле, Google Apps для Google – это то же, что Office для Microsoft. Однако у Google по-прежнему нет своей Windows, и последние несколько лет компания сосредоточена на решении именно этой задачи.
Для каждого из крупнейших игроков "облака" – это и вызовы, и возможности
Компания | Вызов | Возможности |
Amazon | До запуска Amazon Web Services наличие избыточных мощностей, предназначенных для поддержки собственного онлайнового бизнеса, требовало дополнительных "непрофильных" расходов. | Большое число потенциальных клиентов, покупающих собственные серверы, но не имеющих возможности использовать их на полную силу. |
Cisco | Поставщики решений для приватных облаков создают конкурентную угрозу традиционному бизнесу компании по продаже оборудования и ПО для сетевой инфраструктуры. | Наличие клиентской базы и портфеля зрелых продуктов позволяет компании стать серьезным поставщиком облачной инфраструктуры с относительно небольшими затратами. |
Традиционные ПК ограничивают возможности Google по продвижению своих сервисов. | Популярность сервисов Google создает хорошие перспективы для создания единой SaaS-платформы от Google как для компьютеров, так и для мобильных устройств. | |
IBM | Традиционные предложения IBM в области ПО в большей степени ориентированы на ПК, нежели на облачные вычисления. | Имеющиеся аппаратные технологии IBM позволяют создавать мощные решения для развертывания приватных облаков. |
Microsoft | Угроза утратить рыночные позиции при переходе от ПК к облачным вычислениям. | Большая клиентская база и верное сообщество разработчиков обеспечивают сильные конкуретные позиции. |
Источник: CNews Analytics, 2011
В этом Google уже удалось добиться определенных успехов. В едином каталоге SaaS-приложений Google Apps Marketplace уже можно найти массу приложений от независимых разработчиков, использующих единые средства аутентификации Google. У Google также есть собственный браузер Chrome, который является ключевым компонентом мобильной операционной системы Android и операционной системы для нетбуков Chrome OS. Последняя, хотя и построена на базе Linux, ориентирована не на запуск традиционных Linux-приложений, а на выполнение программ непосредственно из веб-браузера – в первую очередь, из числа приложений Google Apps и приложений, размещенных партнерами Google в Apps Marketplace.
Львиную долю дохода Google обеспечивает онлайн-реклама. Поэтому компания прежде всего заинтересована в росте популярности своих сервисов, и лишь во вторую очередь – в предоставлении своих мощностей в аренду по модели AWS. По этой же причине Google не сильно возражает против частных облаков: заинтересованные компании могут приобрести сервер с предустановленным ПО Google Search Appliance, который сегодня позволяет не только вести поиск по информации из корпоративного интранета, но и интегрировать в едином интерфейсе SaaS-приложения от Google и сторонних поставщиков.
IBM
IBM – это компания, обладающая традиционно сильными позициями на рынке высокопроизводительных серверных систем, приложений среднего слоя (middleware) и на рынке консалтинговых услуг, связанных с внедрением сложных ИТ-систем. Вместе с тем, компания имеет свои интересы в сегментах офисного ПО (приложения Lotus) и средств разработки, выступая в качестве основателя и главнейшего спонсора проекта по разработке ПО с открытым кодом Eclipse.
Соответственно, облачные вычисления для IBM – это возможность увеличить продажи своего серверного оборудования в связке с инфраструктурным ПО, необходимым для создания облачной инфраструктуры (семейства продуктов Tivoli, WebSphere и др.). IBM пока не проявляет особой активности в освоении бизнес-модели, связанной со сдачей вычислительных мощностей в аренду, предпочитая зарабатывать деньги на продуктах и услугах, связанных с разворачиванием приватных облаков.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2590