Профили

Чего ждать руководителю от внедрения BPM?

Цифровизация SMB Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения SMB Бизнес SMB Интеграция

Несмотря на то, что сегодня рынок BPM растет достаточно высокими темпами (более 40% в год), многие руководители компаний хоть и задумываются о внедрении системы этого класса, но не вполне отчетливо представляют, какого рода задачи могут решать подобные решения. О том, чего следует ждать от BPM-системы, рассказала в своей статье Наталия Кондакова, специалист по внедрению систем электронного документооборота IBA Group.

Определение процесса включает в себя описание последовательности действий (работ) и ресурсов, необходимых для его выполнения. Процессы состоят из шагов, которые связываются в последовательности действий (route). Шаг процесса может быть конкретной бизнес-задачей, возложенной на исполнителя-человека, или автоматизированной с помощью некоторого приложения или системной функции.

Существует шесть разновидностей шагов процессов IBM FileNet:

  • шаг, выполняемый участниками (Participant Step);
  • очередь работ (Queue Step), к которой может иметь доступ исполнитель или приложение;
  • системная функция (System Step), например, таймер, управляющий вызовом подпроцессов, контрольная точка, в которой записывается состояние процесса, присвоение значений элементам данных или атрибутам, условия приостановки и ветвления процесса;
  • подпроцесс (Sub-map Process);
  • шаг начала процесса (Launch Step);
  • шаг, реализуемый программным компонентом (Component Step), например, сообщение, компонент Java или веб-сервис.

Процессы могут не только обращаться к подпроцессам, но и ветвиться и распараллеливаться, а также взаимодействовать между собой, при этом процессы могут осуществляться как внутри компании ее различными подразделениями, так и вне ее, например, партнерами или клиентами. Конфигурация и описание компонентов процесса могут динамически корректироваться.

Спецификация процесса представляет собой XML-документ, который при исполнении процесса служит шаблоном для управления потоком работ и сопровождающих документов и их распределением по исполнителям. Работам могут назначаться приоритеты, контрольные сроки завершения и установленное время выполнения. По этим атрибутам может быть организовано уведомление исполнителей и контролирующих их работу сотрудников, а также инициализация альтернативных ветвей процесса.

Бизнес-процессы могут автоматически запускаться при изменении состояния объектов в базе данных. Благодаря поддержке разветвленной модели событий процессы в IBM FileNet компонуются из повторяющихся элементов, что обеспечивает гибкость. Управление по событиям строится по схеме публикации и подписки. При описании события указывается, какие процессы должны запускаться при его наступлении. События могут быть внутренними, связанными с изменением содержания документов, или внешними, например, возникающими при обработке транзакций в корпоративной системе управления ресурсами.

Механизм управления бизнес-процессами оснащен средствами слежения за ходом их моделирования, динамической реконфигурации и настройки, мониторинга и анализа рабочих параметров процессов, а также результативности деятельности. При анализе могут применяться технологии и инструменты OLAP, средства генерации отчетов и индикаторные панели.

Пользователи работают с системой с помощью веб-приложения, оснащенного всеми необходимыми интерфейсами для работы с документами, событиями и уведомлениями.

Интеграция

Как известно, значительный объем информации, используемой в процессе управления, представлен неструктурированной информацией. Поэтому очень важно не только уметь накапливать, классифицировать, обрабатывать и хранить неструктурированные документы (контент), но и интегрировать управление процессами и контентом, обеспечив доступ процессов ко всем имеющимся документам с соблюдением требований разграничения доступа и информационной безопасности, а также выполнения нормативных требований.

Документы становятся доступными процессам в виде вложений. Процессы могут обращаться не только к "внутренним" документам, хранящимся в базе данных, но и к внешним – по ссылкам URL или унифицированным именам. Поскольку процессы могут включать в себя не только задачи, реализуемые человеком, но и автоматизированные функции информационных систем, важно обеспечить интеграцию процессов и программных компонентов.