Обзор подготовлен

версия для печати
Предприятия ТЭК как ИТ-заказчики: небожители или земляне?

Предприятия ТЭК как ИТ-заказчики: небожители или земляне?

ТЭК занимает почетное третье место по уровню информатизации среди других отраслей российской экономики, уступая место предприятиям финансового сектора и связи. Тенденцией последних лет является сокращение капитальных затрат вместе с одновременным ростом операционных расходов на ИКТ.

Каково место ТЭК на российском рынке ИКТ? Для ответа на этот вопрос вновь обратимся к данным Росстата и посмотрим, насколько показатели оснащения персональными компьютерами, локальными сетями и интернетом  предприятий этой отрасли отличаются от аналогичных данных их ближайших конкурентов – отраслей торговля, транспорт и связь, финансы и госсектор.

Стоит отметить, что наиболее достойно в этом ряду выглядит производственный сектор ТЭК – показатели использования вычислительной техники, ЛВС и интернета его предприятиями находятся на высоком уровне и сравнимы, разве что, с финансовой отраслью. К показателям энергетики близки данные о технической оснащенности госсектора – персональные компьютеры есть в большинстве организаций, однако значительная их часть используется локально и не подключена к единым хранилищам данных.

Доля предприятий, использующих ИКТ в 2011 г., по отраслям

Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2012

Однако в целом уровень информатизации ТЭК еще отстает этого направления, среди которых эксперты называют банковский и телекоммуникационный сектора.  «В банковском сегменте в текущих реалиях основные бизнес-процессы принципиально не могут функционировать без автоматизации (банкинг, транзакции). Там информатизация проникла гораздо глубже», - комментирует Вячеслав Воейков, куратор по работе с предприятиями нефтяной и газовой промышленности департамента по работе с корпоративными заказчиками АСКОН.

«Наиболее высокий уровень информатизации и применения современных технологий сегодня наблюдается в тех сферах экономики, где идет работа с населением, то есть строятся взаимоотношения с конкретными клиентами. К ним относится и банковский сектор, и, например, телекоммуникации. По уровню информатизации эти отрасли, несомненно, опережают ТЭК», - говорит Виталий Кононов, генеральный директор компании «Неолант».

ИКТ-затраты

Совокупные затраты всех трех сегментов ТЭК (добыча ископаемых, производство нефти, энергетика) на ИКТ по итогам 2010 г. составили 58,6 млрд руб., что сравнимо с ИТ-расходами государственного сектора 57,2 млрд руб. (не включая образование и здравоохранение). Значительно опережают эту отрасль по ИКТ-расходам транспорт и связь (102,6 млрд руб.) и финансовая отрасль (73,3 млрд руб.).

Оценки экспертов по вопросу доли затрат на ИКТ в прибыли этих компаний варьируются от 0,7% до 3,2%, и в среднем составляют 1,5-2,0%. Однако, столь невысокие, на первый взгляд, показатели отнюдь не свидетельствуют о том, что денег на ИКТ в отрасли не хватает.

«Это никоим образом не влияет на сам процесс проникновения ИТ в ТЭК. Просто в сравнении с основным бизнесом нефтегазовых компаний и их огромными доходами затраты на ИТ кажутся мизерными. При этом существует тенденция сокращения и этих затрат, вывода всей ИТ-системы предприятий, холдингов на аутсорсинг, чтобы компания была сосредоточена на основном бизнесе, - комментирует Вячеслав Воейков. - У ТЭК есть средства на информатизацию. И несмотря на ситуацию в экономике, думаю, проблем с финансированием ИТ в отрасли не будет».

«Цифра отражает ключевую тенденцию в отрасли – взаимоотношения бизнеса и ИТ становятся более тесными, так как без ИТ-поддержки бизнес уже не сможет существовать», - уверен Игорь Гурков, зам. генерального директора группы Optima. «Российским нефтяным компаниям нужно правильно определить, на что именно должны быть потрачены ИТ-бюджеты», - резюмирует Леонид Тихомиров, генеральный директор «Парма-Телеком».

Затраты на ИКТ в 2010 г. по отраслям

Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2012

Как же распределяют свои ИКТ-бюджеты предприятия ТЭК? По данным все того же Росстата, в 2010 г. наиболее значительная их часть (около 45%) была направлена на оплату услуг сторонних организаций. Весомую доля в ИКТ-бюджете составляют расходы на связь (около 18%), приобретение ПО (около 15%) и оборудования (около 13%).

Затраты на ИКТ в 2010 г. по направлениям

Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2012

Наблюдающийся в последние годы рост затрат на ИТ-услуги отражает общую тенденцию информатизации крупных компаний, в том числе и топливно-энергетической отрасли. Если раньше львиная доля средств уходила на закупку оборудования и ПО для создания собственных вычислительных комплексов, то сегодня все большее распространение получают технологии SaaS и IaaS.

«С переходом на эти технологии доля капитальных затрат начинает сокращаться, а так как общий объем затрат достаточно стабилен, то растут затраты операционные. И здесь возникает противоречие, - отмечает Леонид Тихомиров. - В самом деле, основная бизнес-цель нефтедобывающих компаний в конкурентной борьбе — снизить удельную себестоимость добычи, то есть операционные затраты. А современный подход к использованию ИТ-услуг ведет, наоборот, к их росту. Компании предпочитают для сокращения операционных затрат оставить у себя необходимое ИТ-инфраструктурное оборудование и бизнес-приложения. Но установленные системы и оборудование подлежат амортизации, что ведет к общему росту затрат. Большинство крупных российских компаний имеют свои дочерние ИТ-компании и покупают у них услуги ИТ, а это также операционные затраты. Таким образом, общим трендом в структуре затрат на ИТ является увеличение доли операционных затрат».

Ближайшие перспективы

По мнению экспертов, тенденция к росту расходов на ИТ-сервисы за счет снижения затрат на оборудование и ПО сохранится и в ближайшие годы. Одновременно, по мнению   Юрия Лица, заместителя генерального директора компании «Автелком», предприятия будут сокращать численность ИТ-персонала, что также приведет к перераспределению затрат в пользу ИТ-аутсорсинга.

С ним согласен и Леонид Тихомиров. «Мы пока не привыкли покупать ИТ как услугу, но в конце концов к этому придем — первые потребители появятся уже через два-три года, а через пять-восемь лет этот подход станет общим», - считает он.

Юлия Аршевская

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS