Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Хостинг будущего: что несут "облака"?

Хостинг будущего: что несут "облака"?

"Облачные" вычисления становятся оптимальным способом доставки не только программных продуктов, но и платформенно-инфраструктурных услуг. Эти сервисы обеспечивают большую эффективность, в том числе безотказную работу интернет-ресурсов, что делает их привлекательным направлением инвестиций. Предполагается, что уже к 2011 году облачные хостинг-провайдеры вытеснят традиционных поставщиков хостинговых услуг.

В России принято гадать, когда закончатся нефть, газ, вода. Такой вопрос для страны с сырьевой экономикой закономерен, ведь природные ресурсы исчерпаемы. Другое дело – ресурсы интернета. Емкость и возможности этого рынка бесконечны и с каждым годом растут буквально в геометрической прогрессии. Годовая прибыль крупных интернет-проектов исчисляется миллиардами долларов, владельцы этого бизнеса инвестируют значительные суммы в развитие своих порталов и сервисов. В итоге проекты в интернете соревнуются за звание самого интерактивного, содержательного, богатого мультимедиа, что приводит к значительному "утяжелению" проекта с точки зрения потребляемых вычислительных ресурсов. В этом же направлении двигаются и российские веб-проекты. Но рынок ИТ-услуг значительно отстает от этой безумной гонки технологий. В мире до сих пор принято поставлять владельцам интернет-проектов традиционные сервисы, лишь частично решающие их насущные проблемы и задачи.

Так, стандартный хостинг предполагает выделение заказчику ограниченных вычислительных мощностей, которые не справятся с успешным развитием проекта в ходе первой же удачной рекламной кампании или запуска нового привлекательного сервиса. Да что там говорить: традиционный хостинг не справляется даже с прогнозируемым наплывом посетителей на ведущие новостные сайты страны. Поэтому после каждого резонансного события -  катастрофы, теракта – сайты крупнейших СМИ (vedomosti.ru, lenta.ru, interfax.ru и др.) отказываются работать, обеспечивая своим владельцам миллионные убытки.

Очевидно, что ограничена  в традиционном хостинге и техподдержка. Она предполагает решение локальных проблем, связанных фактически с работой самой хостинговой компании. За работу портала хостинговая компания принципиально не отвечает ни на каком из этапов взаимодействия с заказчиком,  и это объяснимо: современный хостинг-провайдер не готов инвестировать значительные средства в развитие своего сервиса, как это уже делает интернет-бизнесмен. Большинство хостинг-провайдеров попросту не верит в то, что эти инвестиции вернутся с лихвой, а зря. Завтрашний день обернется не бархатной, но настоящей революцией. В результате свержения Бастилии, в которой томятся миллиарды недовольных хостингом пользователей, возникнет новая парадигма. Этот хостинг будущего позволит любому предпринимателю – от владельцев start-up'ов до акционеров крупнейших интернет-проектов мира – сосредоточиться на развитии своего бизнеса и забыть о непрофессионализме системных администраторов и хостинговых компаний, предпочитающим делегировать свою ответственность заказчику, вместо того чтобы гарантировать качество услуг.

Экономически эта революция станет порой расцвета хостинговых сервисов нового поколения, базирующихся на облачных платформах. Интернет-бизнес начнет инвестировать деньги в услуги с гарантией качества, в нишу облачных хостинг-провайдеров потекут солидные средства, таким образом, совсем скоро облачный хостинг получит в России не только целевую аудиторию, но и инвесторов в лице самих заказчиков. Среднестатистический заказчик традиционного хостинга научится считать свои убытки от простоя сайта и предпочтет облачную платформу с гарантией масштабируемых мощностей и безотказной работы сервиса. "Свержения Бастилии", видимо, стоить ожидать совсем скоро. В год среднестатистический предприниматель в интернете теряет 23,476 тыс. долл. (по данным "Оверсан-Скалакси"), и объем убытков растет пропорционально масштабам проекта.

Cloud computing – модное поветрие или панацея?

С легкой руки креативных маркетологов Amazon, "облаком" стали называть все ИТ-услуги, получаемые через окно браузера в интернете. В России эта терминология прижилась сразу, популярные и удобные облачные сервисы Google, получаемые через браузер, давно стали для российских пользователей привычными. СМИ считают "облачную"  тему модной и любят касаться ее в своих текстах, предпочитая, правда, кейсы западных вендоров. Но до сих пор на российском рынке cloud computing возникает путаница с определением явлений и понятий. На поверку оказывается, что общественность называет облачными хостинг-провайдерами компании, перепродающие, но не производящие сервисы. При этом компании, действительно производящие услуги, зачастую не уточняют специфику своих решений, всякий раз называя свои новые сервисы "первыми разработками" в российском сегменте cloud computing.

Не удивительно, что у потребителей услуги формируются  растерянность и даже страх перед новым высокотехнологичным сервисом: разобраться без сторонней помощи в преимуществах IaaS или PaaS способен лишь каждый тысячный предприниматель. В том числе поэтому рынок облачных вычислений и облачного хостинга развивается в России медленно: он абсолютно непрозрачен для конечного потребителя. Российский бизнесмен отлично разбирается в Capex и ROI, но вряд ли сможет и захочет просчитывать свою прибыль от внедрения cloud computing.

Сегодня, перед этапом стремительного роста рынка нужна максимальная четкость и простота в дефинициях при описании проектов cloud computing. На российском рынке cloud computing в данный момент преобладают SaaS-платформы, позволяющие оказывать услуги как готовые веб-сервисы. В России набирают популярность on-line CRM системы, такие как Salesforce. Один из самых известных местных игроков рынка SaaS - компания "Мегаплан". В сегменте PaaS российских игроков пока нет вовсе, а западные PaaS-платформы на отечественном рынке представлены Google App Engine,  Heroku, EngineYard и другими. 

Преобладают западные платформы и в сегменте IaaS. В России уже работают сервисы Amazon,  rackspace.com, gandi.net и другие. В октябре 2009 года первую российскую IaaS-платформу запустила компания "Оверсан-Скалакси".

В начале 2010 года свой сервис IaaS для корпоративного сектора представил  российский интегратор "Крок" на базе платформы VMWare. В данный момент российский рынок IaaS органичен этими двумя рыночными предложениями, при этом целевые аудитории "Оверсан-Скалакси" и "Крок" разнятся. В то время как интегратор делает ставку на реальный сектор экономики и крупные корпорации,  облачный хостинг-провайдер ориентирует платформу на максимально эффективную реализацию крупных и средних интернет-проектов.

Новая парадигма хостинга: гарантия работы сайта, а не сервера  

Для развития интернет-проекта предпринимателю необходимы специфические сервисы: не сложные комплексные услуги, адресованные крупным корпорациям реального сектора экономики, а разнообразные, простые и экономичные услуги с гарантией качества. Именно такие сервисы, не требующие значительных инвестиций и разработанные именно для интернет-бизнеса, смогут полностью решить остро стоящие перед предпринимателем насущные задачи: экономию затрат, оплату только использованных мощностей, мгновенное масштабирование этих мощностей,  безотказную работу сайта, защиту от всех видов атак, развитие проекта и быструю окупаемость инвестиций и, что крайне важно в отрасли высоких технологий, оперативную интеграцию новейших интернет-трендов.

 Для того чтобы решить этот круг важнейших задач и проблем самостоятельно, предприниматель наймет системного администратора, купит "про запас" мощностей и оборудования, а также трафика, отдаст на откуп провайдеру защиту от атак и будет надеяться на удачу, так как существующая практика хостинговых компаний защиту от агрессии конкурентов, а также безотказную работу сайта не гарантирует. Пока не гарантируют качества услуг и крупнейшие мировые облачные хостинг-провайдеры. Сервис Amazon, к примеру, поставляет рынку те же вычислительные мощности, что и традиционные хостинг-провайдеры, но делает это через облако. Таким образом, парадигма хостинга как услуги в облаке не меняется, несмотря на новационную природу сервиса. В итоге традиционный хостинг и лучшие мировые облачные сервисы оказываются примерно в одной рыночной нише -  хостинговых услуг, не обремененных гарантией безотказной работы клиентского ресурса. В случае с традиционным хостингом заказчик фактически получит ограниченные вычислительные мощности и несколько отказов сайта в месяц (такова практика российских хостинг-провайдеров). В итоге инвестиции бизнесмена в проект (персонал, оборудование, хостинг) увеличатся ровно на сумму убытков от простоя сайта.

Западный облачный хостинг снизит затраты российского бизнеса за счет сокращения затрат на покупку оборудования, ведь в облаке мощности масштабируются, поэтому необходимость в новых физических машинах отпадает. Однако перевод проекта на западную облачную платформу вряд ли позволит бизнесу сократить штат своих ИТ-специалистов, за исключением случаев, когда  команда уже "заточена" на работу в облаке. Но таких специалистов в России очень мало: по оценке аналитиков, решать задачи по поддержку и развитию облачного сервиса способен только каждый десятый кандидат на должность. При переводе проекта на облачную платформу западного вендора ИТ-инфраструктура подвергается существенной переработке: приходится переписывать сайт.

В среднестатистическом просчете существующих предложений по хостингу мы получим следующий месячный бюджет на хостинг 1 сервера (без учета ЕСН). Хостинг у традиционного провайдера (на физических машинах): 15 тыс. руб. на хостинг 1 сервера, квалифицированный программист в штате заказчика - минимум 60 тыс. руб. в месяц. Системный администратор – минимум 60 тыс. руб. + возможные убытки от отказов сайта. Итого: от 130 тысяч рублей за поддержку проекта без учета убытков от простоя сайта и атак.

При этом российский традиционный хостинг не предполагает оплату только используемых мощностей. Вне зависимости от того, как интенсивно посещают вас ресурс ночью и в выходные, вы оплатите заказанные мощности в полном объеме.

Облачный хостинг на западной платформе: хостинг (масштабируемые мощности) - от 2 тыс. рублей. Квалифицированный программист в штате заказчика - минимум 60 тыс. в месяц. Системный администратор – минимум 60 тыс. рублей + возможные убытки от атак. Итого: от 120 тысяч рублей без учета убытков от атак. Если же стоимость услуг просчитывается индивидуально в зависимости от параметров проекта, то экономия составляет около 30%.

Приведенные тарифы на услуги хостинга, а также сравнительный анализ качества этих услуг и рисков заказчика, наглядно демонстрируют важную позитивную рыночную тенденцию: качество услуги повышается на фоне снижения издержек экономического заказчика. Эти факторы обеспечивают cloud computing дополнительное конкурентное преимущество. Облачные вычисления становятся лучшим способом доставки не только программных продуктов, но и платформенно-инфраструктурных услуг. Облачные платформы позволяют создать такой тип связи с клиентом, который дает абсолютно новые возможности для выявления потребностей заказчика и их воплощения в новые эффективные инструменты. Поэтому будущее – именно за облачными сервисами, гарантирующими безотказную работу ресурса по всем параметрам. Старые неэффективные инструменты не смогут выжить в новых условиях.

Дмитрий Лоханский

Алексей Карпинский

Алексей Карпинский:

Грамотно построенная инфраструктура помогает свести к нулю задержки и простои в бизнес-процессах

На вопросы CNews ответил Алексей Карпинский, директор департамента инженерных систем компании "Астерос".

CNews: Как изменились, по вашим наблюдениям, подходы к построению и развитию ИТ-инфраструктур в России – на фоне изменившейся экономической ситуации в мире и в стране?

Алексей Карпинский: Экономический кризис усилил конкуренцию на ИТ-рынке. Число инфраструктурных проектов серьезно упало, и участие в одном тендере 25 компаний стало нормой. Это в свою очередь привело к ощутимому давлению на цены ИТ-поставщиков и их прибыль. ИТ-компании стали искать пути снижения себестоимости своих услуг, чтобы сохранить конкурентоспособность. Думаю, поставщики ИТ-услуг впервые за 10-15 лет стали очень серьезно подходить к обоснованию предлагаемых ими решений, а также к тому, как и насколько эти решения отвечают требованиям клиентов.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS