Обзор подготовлен

версия для печати
СОА: неудачные проекты отрезвили рынок

СОА: неудачные проекты отрезвили рынок

По мнению аналитиков, затраты на СОА-системы по итогам 2008 года составят 2,5 млрд долл. Это на 78,6% больше, чем годом ранее. По мере роста рынка, увеличения популярности архитектуры и масштаба ее применения, растет и количество недовольных. Неудачными называют проекты, обошедшиеся слишком дорого, не уложившиеся в сроки и при этом не принесшие очевидного результата. Подобный набор претензий, скорее всего, указывает на незрелость рынка - со стороны как поставщиков, так и заказчиков. У последних часто завышенные ожидания, которым первые только учатся соответствовать.

СОА позволяет включать различные бизнес-приложения в единую систему, таким образом изначально решая проблему интеграции разнородного софта. Подобная гибкая система позволяет ускорить внедрение новых программных продуктов и сократить время освоения новых бизнес-технологий. О преимуществах сервис-ориентированной архитектуры сказано уже достаточно много, чтобы большинство ИТ-директоров, по данным самых разных опросов, были заинтересованы в переходе на нее и даже морально подготовились к подобным проектам. Проблема остается пока в готовности "физической" - нужно определиться с затратами и с исполнителями.

Приобщение к СОА - недешевое удовольствие. Средняя стоимость СОА-проекта оценивается AMR Research примерно в 500 тыс. долл. При этом крупные платформы, которые являются полнофункциональным инструментом для ведения бизнеса, представляют на рынке всего несколько фирм - IBM, Oracle, Tibco, SUN Microsystems, webMethods, Microsoft, SAP AG. Явных лидера рынка обозначилось, по данным AMR Research, двое - американские гиганты Microsoft и IBM.

Использование технологий различных поставщиков в СОА-проектах в США

Источник: AMR Research, 2007

Всего в 2007 г. компании потратили на СОА - на софт и на услуги - 1,4 млн долл., по данным опроса AMR Research. В исследовании участвовали ИТ-директора из США, Германии и Китая: в этих странах рынок СОА растет наиболее быстро - более чем на 100% в год. Всего было охвачено 405 компаний, представляющих крупный бизнес (т.е. со штатом сотрудников от 500 до 10 000) - производство, торговлю, дистрибуцию, телеком и финансовый сектор.

Побудительными причинами для инвестиций в СОА-проекты респонденты назвали возможность внедрять новые ИТ быстрее, дешевле и с меньшими рисками (22%), возможность реализовывать индивидуальные проекты (18%), а также снижение расходов на ИТ (17%). 16% надеются таким образом подготовиться к новой технологической эре, и еще 14% хотят модернизировать свою архитектуру.

45% компаний, уже начавших переход на сервис-ориентированную архитектуру, потратили в 2007 г. на СОА более 500 тыс. долл. Их количество увеличилось за 2007 г. вдвое. 59% ритейлеров уже применили СОА хотя бы в одном проекте - как и 58% дистрибьюторов, 54% операторов связи или 42% банков. Вообще финансовый сектор сегодня больше всего тратит на СОА - 63% респондентов указали, что потратили более 1 млн долл., при том что со стороны ритейлеров смогли вложить подобные суммы лишь 30%.

СОА плюс Web 2.0

Лидером на этом рынке считается решение от IBM - платформа WebSphere. Она развивается уже несколько лет, используется в крупных банках, в телекоме и в промышленности. Ее несомненным плюсом называют возможность установки на распространенные серверные операционные системы. WebSphere позволяет интегрировать в единую систему данные о клиентах, партнерах и сотрудниках, о протекающих и запланированных внутри предприятия бизнес процессах, о выпускаемых продуктах и услугах.

Для своей платформы IBM сумела также объединить СОА c Web 2.0. При этом компания не ограничивается своими разработками, предоставляя инструмент для создания приложений внутри системы сторонним разработчикам. Внедрение открытости и социальность Web 2.0 дает возможность сотрудникам поучаствовать в жизни предприятия, выдвинуть свои идеи и предложения по развитию бизнеса. В свою очередь технология сервис-ориентированной архитектуры позволяет накапливать и анализировать эти знания.

В Gartner считают, что решения, сочетающие сервис-ориентированную архитектуру и технологии Web 2.0, формируют сегодня один из самых быстрорастущих сегментов ИТ-отрасли. К 2011 году, по прогнозам аналитиков, мировой рынок SOA, Web-сервисов и Web 2.0 превысит 142 млрд долларов

Сервисная шина

Конкуренцию продукции IBM составляют решения от другого гиганта - Microsoft. В этой корпорации видят цель СОА-проектов в создании глобальной сети совместно используемых сервисов на основе "сервисной шины" - Service Bus. В 2007 г. в этой связи был анонсирован набор технических инициатив под кодовым названием Oslo. Базу для построения СОА представляет Microsoft BizTalk Server 2006, коммерческую поддержку Web-сервисов обеспечивает BizTalk Services, а в следующую версию Visual Studio будут включены технологии, поддерживающие модельно-ориентированную разработку распределенного ПО.

BizTalk Server 2006 R2 уже интегрирован во многие финансовые организации Северной Америки, а всего по миру его используют, по данным компании, около 8500 клиентов. В планы Microsoft входит продвижение платформы на европейском и азиатском рынке, для этого компания проводит семинары и обучение специалистов, которые смогли бы в короткие сроки развернуть СОА на предприятии. Главным отличием от платформы IBM является использование RFID-метки, которая позволяет создавать необходимые сервисы по поддержки партнеров и клиентов в вопросах продажи и доставки товаров. BizTalk Server полностью совместим с продуктами Microsoft Office и особо любим средними предприятиями.

В Microsoft сегодня просят новых клиентов не спешить с приобретением BizTalk Server 2006 R2, а подождать до выхода BizTalk Server 2009. Как заявляют на сайте разработчики, система была полностью переделана и стала более надежной и масштабируемой. Использование новых технологий, позволяет снизить нагрузку на сервера и обеспечить бесперебойную работу. В целом Microsoft готова выпускать обновления своей СОА-платформы раз в 2 года, при этом установка новых версия будет происходить по механизму Drag&Drop, не вызывая затруднений.

Решения от Oracle - Fusion Middleware - отличаются легкостью в управлении и настройке, а также полной совместимостью с IBM WebSphere, BEA WebLogic и JBoss. Продукты уже пользуются более 25 000 клиентов по всему миру - в финансовом секторе, телекоме, производстве, розничной торговле, фармацевтике, здравоохранении, а также в госсекторе. Из особо крупных можно выделить компании AIS, FTD, Shanda Entertainment и Национальный институт сельскохозяйственных исследований Франции. В наборе Fusion Middleware присутствуют все редакции сервера приложений, инструментальные продукты для разработчиков, интеграционные продукты, концентраторы данных, приложения для обеспечения безопасности данных, приложения для расширения функций сервера.

Платформой от HP - SOA Systinet - уже воспользовались Motorola, T-Mobile, American Express, Bank of America, JPMorgan и др. Она появилась на рынке после поглощения Mercury Interactive и Systinet, имевших довольно серьезные наработки по этому направлению. В итоге специалисты HP на основе открытых международных стандартов сумели создать мощную систему по мониторингу и настройке бизнес-сервисов и приложений. HP всегда фокусировалась на обеспечении стабильной работы, и СОА-платформа не стала исключением, получив в свое распоряжение уникальный сервис проверки новых или существующих компонентов на соответствии требованиям компании со стороны спецификаций и технологий обеспечения интероперабельности между различными компонентами СОА.

Не могла остаться быть в стороне от СОА корпорация Sun Microsystems. Она пошла по легкому пути - приобретя компанию SeeBeyond и доработав продукт, имея на руках мощный козырь в виде языка Java, Sun смогла занять одно из заметных мест на этом рынке. Продукт Java CAPS уже используют такие компании, как Carrefour Group, Accenture, Wipro, TCS и Cognizant, Medavie Blue Cross, Travelers Indemnity Company и администрация штата Южная Дакота.

Java CAPS является единственным СОА-продуктом созданным на базе открытых исходных кодов в рамках сообщества Open ESB. Благодаря такому сотрудничеству, Sun удалось создать действительно надежное решение с простым способом обновления и обратной совместимостью с более ранними версиями.

Кроме указанных выше гигантов отрасли, на рынке представлены и небольшие фирмы, которые ориентированны на создание узкоспециализированных СОА-платформ для конкретных отраслей. Из них можно особо отметить Tibco, ViewSonic и Fiorano. До поры до времени небольшие разработчики более-менее успешно соревнуются с "гигантами", пока однажды не попадают в сферу их консолидационных интересов.

СОА как услуга

Реализация СОА-проекта - задача не столько технологическая, сколько идеологическая, концептуальная. Соответственно, большая доля затрат идет здесь на консалтинг - и закономерно, что наиболее заметные позиции на этом рынке занимают консалтинговые, а не просто софтверные компании. По данным исследования AMR Research, в 2007 г. свыше 67% респондентов пользовались услугами IBM в области сервис-ориентированной архитектуры, либо рассматривают вопрос об использовании сервисов IBM SOA в ближайшем будущем. В отчете AMR Research также отмечается, что 63% опрошенных компаний, реализующих проекты SOA, используют или планируют использовать программные продукты IBM, связанные с сервис-ориентированной архитектурой и основанные на платформе WebSphere. Общее количество контрактов, заключенных IBM по всему миру и связанных с SOA, превышает 5700.

Интересно, что ближайший конкурент, по данным AMR Research, идет с заметным отрывом - Accenture указали менее 50% респондентов. В числе других активных консалтеров, готовых обслуживать проекты СОА - Capgemini (32%), Infosys (31%) и Cognizant (23%).

Будущее СОА-платформ

Несмотря на уже появившиеся негативные эмоции, СОА продолжают обещать большое будущее. В частности, к 2010 году ждут интеграцию СОА-платформ в более 60% предприятий из рейтинга Global 3000. При этом ИT-проекты к этому времени на 80% будут состоять из работы с СОА, считают в Gartner.

Развитие СОА-платформ будет, видимо, и дальше происходить на фоне процветания Web 2.0, с одной стороны, и активизации усилий консалтинговых компаний, с другой. Чтобы упрочить свои позиции на рынке, крупные компании, вероятно, сохранят консолидационные стратегии и будут приобретать небольшие фирмы, приложения которых позволяют расширять базовый функционал СОА. Так, осенью 2008 г. Oracle приобрела ClearApp, специализирующуюся на решениях для управления составными приложениями, которые будут теперь включены в семейство продуктов Oracle Enterprise Manager.

Дмитрий Исламов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS