Обзор подготовлен при поддержке |
![КРОК](http://pics.rbc.ru/img/cnews/2005/02/15/croc_logo.gif) |
Чукотка - главный конкурент Москвы по затратам на ИТ
Переход региональных органов государственной власти на ИТ постепенно набирает обороты, вместе с этим увеличиваются и расходы субъектов федерации. По уровню финансирования ИТ из региональных бюджетов (в расчете на количество жителей) в 2004 году с большим отрывом лидировала Москва. Второе и третье места по этому показателю заняли Чукотский АО и Санкт-Петербург.
За последние шесть лет удельное финансирование со стороны региональных бюджетов выросло в семь раз. Показательным стал рост числа регионов, принявших участие в реализации ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития. В 2004 г. их стало на 61% больше (2003 г. - 22 региона, 2004 г. - 36).
В 2005 г. наметилось значительное увеличение региональной составляющей в софинансировании проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития. По данным этого министерства, доли регионального и федерального бюджетов по линии МЭРТ в 2003 г. и 2004 г. были одинаковы (50%). Однако в 2005 г. заявленное финансирование из региональных бюджетов выросло до 70% при одновременном существенном увеличении софинансирования региональных ИТ-проектов со стороны федеральных заказчиков программы "Электронная Россия". Положительные тенденции здесь отчетливо просматривались еще в прошлом, 2004 году. Так, если в 2003 г. порядка 80% субъектов федерации констатировали недостаточное финансирование работ в сфере информатизации, то в 2004 г. таковых отмечено 32%.1
Увеличение регионального софинансирования и числа участников
ФЦП "Электронная Россия" в 2002-2005 гг.
![](http://pics.rbc.ru/img/cnews/2005/05/20/1012.gif)
Источник: Минэкономразвития РФ
В совокупных госзатратах на ИТ по федеральным округам как в 2003 г., так и в 2004 г. доля центрального федерального округа остается превалирующей. Основным "вкладчиком" - более 80% - здесь остаются московские, не федеральные, госструктуры и, судя по планам столичного правительства, такое положение дел сохранится в течение ближайших трех лет. Правда, по словам Юрия Припачкина, генерального конструктора ГЦП "Электронная Москва" и генерального директора ОАО "Электронная Москва", программа испытывает некоторые проблемы с финансированием, но далеко не в таких масштабах, как ФЦП "Электронная Россия".
Бюджет городской целевой программы "Электронная Москва", млн. руб.
год |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2003-2007 |
Бюджет города |
3 470
|
3 824 |
3 978 |
4 159 |
4 201 |
19 632 |
Внебюджетные и
инвестиционные средства
|
1 938
|
8 793 |
10 381 |
11 533 |
10 325 |
42 970 |
Всего по программе
|
5 408
|
12 617 |
14 359 |
15 692 |
14 526 |
62 602 |
Источник: ГЦП "Электронная Москва"
По показателю удельного финансирования ИТ из местного бюджета Москва так же остается ведущим региональным игроком, со значительным отрывом опережая другие cубъекты федерации. Если в 2004 г.1 эта цифра для Москвы составила 306 руб./чел. в год, то во втором по этому показателю регионе - Чукотском автономном округе - 101 руб./чел. в год, что в три раза меньше.
Субъекты Федерации с наиболее высоким уровнем удельного финансирования
ИТ из регионального бюджета, 2004 г.
№ |
Субъект Федерации |
Удельное финансирование ИТ
из регионального бюджета,
руб./чел. в год |
1 |
г. Москва |
306 |
2 |
Чукотский автономный округ |
101 |
3 |
г. Санкт-Петербург |
85 |
4 |
Ленинградская область |
78 |
5 |
Республика Мордовия |
58 |
Источник: Мининформсвязи РФ1
Столь большие отличия между регионами в госзатратах на ИТ, как в абсолютном, так и в удельном выражении свидетельствуют о том, что "цифровой разрыв" между ним не только продолжает сохраняться, но и в ряде случаев увеличивается.
Объем средств, направляемых региональными госорганами на ИТ, в основном отражает уровень экономического развития регионов и возможности бюджетов, которые в большинстве случаев продолжают оставаться более чем скромными. Так, если накануне 2004 г. в России насчитывалось 16 регионов-доноров, то сегодня их немногим более 10.
Субъекты Федерации - лидеры по затратам на информатизацию,
2004 г., % от бюджета
№ |
Субъект Федерации |
% от бюджета |
1 |
Белгородская область |
1.26 |
2 |
Эвенкийский автономный округ |
1.16 |
3 |
Пензенская область |
1.16 |
4 |
Кабардино-Балкарская Республикая |
0.94 |
5 |
г. Москва |
0.88 |
Источник: Мининформсвязи РФ1
В сфере бюджетных затрат на поддержание имеющейся ИТ-инфраструктуры лидирует Москва, для нее этот показатель составляет порядка 40% от городских ИТ-затрат. Но по уровню региональных затрат на ИТ в процентах к их бюджетам в 2004 г. первой стала Белгородская область (1,26%). Тем не менее, Москва (0,88%) вошла в первую пятерку лидеров, что еще раз говорит не только о значительном внимании столичного правительства к ИТ, но и масштабах информационной инфраструктуры, функционирующей в столице.
1
Данные мониторинга региональной информатизации проведенного ВНИИ ПВТИ в конце 2004 г., работа выполнена в рамках госконтракта по конкурсу Мининформсвязи РФ (госзаказчик - Федеральное агентство по информационным технологиям).
Сергей Шалманов / CNews Analytics
![Минэкономразвития](http://pics.rbc.ru/img/cnews/2004/01/08/economy_logo.gif)
Церен Церенов: Многие ИТ-разработчики некритически заимствуют общепризнанные стандарты из области управления информатизацией предприятий
Информатизация органов государственной власти в 2004 г. получила новый импульс в связи с реализацией первого этапа административной реформы и развитием процессов создания элементов «электронного правительства». При этом изменилось само понимание ФЦП «Электронная Россия» как программы, которая в первую очередь направлена на создание возможностей для применения ИКТ в деятельности органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления. О направлениях информатизации и разработке стандартов электронного взаимодействия в органах государственной власти, реализации ФЦП «Электронная Россия» и ее регионального компонента СNews рассказал Церен Церенов, заместитель директора департамента корпоративного управления и новой экономики министерства экономического развития и торговли РФ.
СNews: В 2004 году процессы информатизации госструктур получили новое развитие в связи с перестройкой структуры федеральных органов госвласти и рядом представленных в правительство концепций, призванных канализировать и направить процессы использования ИКТ в единое русло. Можно ли говорить о том, что в 2004 году появились новые приоритетные сферы и проблемы развития ИТ в госструктурах?
Церен Церенов: Да, можно говорить. Появилась сфера архитектуры электронного государства как отражение необходимости унифицировать требования к информационным системам поддержки государственного управления в целях обеспечения защиты интересов не только чиновников, но и граждан, а также обеспечения взаимодействия информационных систем разных поставщиков и ведомств между собой.
СNews: Как в эти процессы вписываются ИТ-направления, которые министерство экономического развития и торговли реализовывало в рамках ФЦП «Электронная Россия» и других программ?
Церен Церенов: Они не «вписываются», наоборот, появление этих процессов как раз было инициировано в рамках работ по ФЦП «Электронная Россия».
СNews: В декабре 2004 г. была представлена новая редакция федеральной целевой программы «Электронная Россия». Какое место займет обновленная «Электронная Россия» в программах развития ИКТ в России?
Церен Церенов: Изменилось само понимание программы. Если раньше считалось, что в программе выделяются деньги на информатизацию государства, то сейчас программа обеспечивает лишь общую минимальную инфраструктуру, а главная ее часть создание условий для полномасштабного применения ИКТ в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Судите по цифрам: в 2004 г. 1,7 млрд. рублей прошло через программу, а 50 млрд. через бюджеты информатизации. Программа это, прежде всего, исследовательская и координационная работа.
Полный текст интервью
|