Госсектор и СМБ распробовали ГЛОНАСС

Телеком SMB SMB Телеком Навигация
, Текст: Наталья Лаврентьева
Половина поставок ГЛОНАСС/GPS терминалов РНТ для спутникового контроля автотранспорта в 2010 г. пришлось на госсектор. Подобные решения компании «М2М телематики» в 60% случаев покупали компании среднего и малого бизнеса.

Компания «Российские навигационные технологии» (РНТ) подвела итоги работы в 2010 г. Общее число поставленных комплектов оборудования ГЛОНАСС/GPS для мониторинга и контроля автотранспорта увеличилось на 71% - с 24 тыс. штук до 41 тыс. штук. При этом число поставок в госсектор выросло почти в 50 раз – с 435 штук в 2009 г. до более чем 20 тыс. штук в 2010 г.

РНТ поставляет терминалы для мониторинга и управления транспортом – они устанавливаются в транспортные средства и по каналам связи передают на телематический сервер и в диспетчерские центры пользователей информацию о местоположении и перемещении объектов, а также данные о состоянии его основных систем.

Для работы с госсектором в прошлом году компания создала отдельное подразделение. Гендиректор РНТ Борис Сатовский говорит, что рост доли госзаказчиков в портфеле продаж компании ожидался, и в том числе связывает это с выходом РНТ на IPO летом 2010 г. Тогда компания продала на ММВБ 18,03% своих акций, заработав 300 млн руб.

«Госсектор, наверное, стал для нас самым большим открытием 2010 г. Мы не ожидали, что динамика роста поставок в этот сектор будет настолько большой», - добавил Иван Нечаев, исполнительный директор РНТ.

Число поставок в крупный бизнес, напротив, сократилось - с 23,7 тыс. комплектов до 20,4 тыс., а в сегменте малого и среднего бизнеса выросло – практически с нуля до 3 тыс. комплектов. Невысокий объем поставок в сегменте СМБ Нечаев связывает с тем, что компания просто не успевает заниматься этим направлением.

«Для малого и среднего бизнеса у нас готов продукт, он выпущен на рынок, есть хорошее понимание, кем и как он востребован, но фактически у нас не хватило сил для того, чтобы углубиться и занять этот сектор», - отмечает исполнительный директор РНТ.


В 2010 г. выросли поставки ГЛОНАСС/GPS-оборудования для мониторинга транспорта и в госсектор, и в сегмент СМБ

Свою долю на рынке систем мониторинга и контроля автотранспортных средств в 2010 г. РНТ оценивает в 28%. Финансовый отчет по итогам года компания еще не публиковала, однако ее ожидания по выручке составляют свыше 400 млн руб. (в 2009 г. выручка составила 169,68 млн руб.).

Помимо России компания работает еще в 9 странах: Украине, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Египте и Монголии. На их долю в структуре продаж компании в 2010 г. пришлось всего 1,3%. Другие рынки, на которые компания рассчитывает выйти в ближайшем будущем – Латинская Америка и страны Африки.

В дальнейшем РНТ планирует расширить линейку продуктов и выпустить на рынок персональные трекеры ГЛОНАСС/GPS. Это устройство позволяет в реальном времени удаленно отображать точное местонахождение, показывать маршруты движения автомобиля, человека или домашнего животного.

По словам Ивана Нечаева, компания «опробовала» большую часть персональных трекеров, существующих на мировом рынке, но показатели устройств РНТ превзошли их. «Поэтому мы планируем выпускать свой трекер. Вывести его на рынок мы очень надеемся уже в сентябре-октябре этого года», - говорит исполнительный директор РНТ.

Как пояснил гендиректор РНТ, спрос на такие устройства компания ожидает в различных сервисных компаниях, например, в нефтегазовом секторе, энергетике, железнодорожном транспорте.

Персональные трекеры планирует в 2011 г. выпустить и основной конкурент РНТ – компания «М2М телематика», рассказал CNews ее исполнительный директор Алексей Смятских. «Мы считаем, что спрос на трекеры с ГЛОНАСС будет расти. На ближайшее время емкость рынка – десятки тысяч штук», - заявил он.

В отличие от РНТ, у группы компаний «М2М телематика» основной объем поставок в 2010 г. пришелся на средний и малый бизнес – 60%, на долю госсектора - 25%, на крупный бизнес – 15%. Общий объем продаж терминалов за 2010 г. у компании вырос на 50% (около 20 тыс. единиц).

В «М2М телематике» считают, что доли рынка корректнее сравнивать, исходя из оборотов игроков. «Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что небольшие компании, которые имеют обороты на порядок меньше нашего, заявляют объемы продаж оборудования, в разы превышающие «М2М телематики». Учитывая, что разница в цене оборудования, как правило, колеблется в районе 20-25% процентов у разных производителей, то очевидно - не может быть такого сильного разброса», - говорит Смятских. Общий объем выручки «М2М телематика» в 2010 г. составил 1,2 млрд руб., сколько именно из них приходится на терминалы, в компании назвать затруднились.