Статья

Российский рынок стартапов: есть в кого инвестировать

Интернет SMB Интернет-доступ E-commerce Веб-сервисы

Рынок венчурных инвестиций в российские стартап-проекты находится в стадии активного формирования. Достаточно очевидно, что пока его обороты не станут сопоставимыми с другими, уже сформировавшимися отраслями российской экономики, он не будет привлекать к себе достаточного внимания со стороны инвесторов. Тем не менее, уже сегодня можно говорить о том, что на этом рынке уже есть достаточное количество новых проектов, достойных того, чтобы в них вложили деньги.

По данным Omyconf!, емкость рынка, который сможет в итоге занять компания, если станет лидером этой отрасли, оценивается в 50-70 тысяч конференций и других выставочных мероприятий в год. Причем особое внимание при продажах предполагается уделить покупателям из числа крупных игроков выставочного бизнеса, предполагая работать с ними напрямую. Остальным игрокам рынка разработанное решение будет предлагаться по стандартной модели freemium.

Г-н Рожковский может поименно назвать 15 компаний-конкурентов, работающих над аналогичными проектами в России и за рубежом. Наиболее сильными и близкими к его тематике он считает проекты Presdo.com, Zerista.com, Twoppy.com. В то же время, по его словам явного лидера на этом рынке пока что нет, а значит у него есть как минимум год на разработку платформы.

Учим иностранный язык по-новому

Изучение иностранных слов - тема, которую разрабатывают сегодня десятки стартапов. Кому-то она может показаться не такой уж и важной, но только не профессиональным лингвистам, зарабатывающим деньги на преподавании иностранных языков. Завершенных продуктов, которые дают возможность обучающему ставить перед собой конкретные цели по расширению словарного запаса, эффективно мотивирующих его в процессе обучения и позволяющих ему и его преподавателю видеть прогресс в изучении языка, достаточно мало, а спрос на них - явно превышает предложение. Это в особой степени верно, если мы говорим о сервисе, позволяющем обучающимся задействовать мобильные устройства, дающем возможность употребить слово на практике и дополняющем визуальное восприятие аудиальным, "на слух" - таком, как доступный для всех желающих онлайн-сервис Worsteps.


OpticLabel позволяет проверить товар на подлинность, используя снимок с обычного мобильного телефона

Стартап Worsteps активно пытается занять свое место на рынке. Список его конкурентов достаточно длинный. Это российские LingaLeo, LearnWords, Lingvo Tutor, а также зарубежные - Anki, Learn10.com, Quizlet.com, Busuu.com, SuperMemo, Smart.fm и др. Однако главного разработчика и идеолога Worsteps Алексея Пешкова, который сделал стартап своим основным местом работы, конкуренты не страшат. Он создал команду разработчиков, привлек к работе маркетолога и четко придерживается выбранной им стратегии: не распыляться на весь рынок изучения иностранных языков, а заниматься лишь сервисом, облегчающим пользователям процесс запоминания новых для них слов и наращивать свои конкурентные преимущества в этом конкретном сегменте рынка. В основу функционирования сервиса Алексей заложил передовые методики, моделирующие основные закономерности, свойственные для человеческой памяти.

Для того, чтобы сервис был максимально привлекательным, в нем предусмотрен функционал по созданию пользовательских словарей. Им может воспользоваться каждый обучающийся самостоятельно или преподаватель, дающий уроки по определенной тематике. Несмотря на то, что базовый функционал сервиса бесплатный, были продуманы способы монетизации. Один из них - это создание качественных платных курсов разной степени сложности на востребованные пользователями темы, которыми будут им предоставляться на условиях аренды.

У онлайнового сервиса Worsteps.com есть работающая бета-версия. Важными аспектами развития сервиса г-н Пешков считает разработку мобильных приложений, плагинов к браузерам и других способов сделать персональный менеджер словарного запаса Worsteps максимально привлекательным в глазах пользователей - частных лиц, преподавателей и студентов вузов.

Стартапы для стартапов

Число стартапов растет на глазах. Многие из них привлекают инвестиции и могут сами стать потребителями тех или иных услуг. Будучи погруженными в среду активно формирующегося в России рынка стартапов, компании из категории "стартапы для стартапов" хорошо знают потребности этого рынка и имеют все шансы на то, чтобы быть на нем коммерчески успешными. Благодаря накопленной ими экспертизе формирующегося рынка, "стартапы для стартапов" являются достаточно перспективными компаниями для привлечения инвестиций.

Например, стартап PR-Нero предлагает в разы уменьшить расходы по продвижению бизнеса - нового или уже существующего. В том случае, если в штате компании отсутствует PR-менеджер, качественный пресс-релиз можно написать с помощью команды Алексея Ларина. Г-н Ларин подчеркивает, что главное, что нужно для PR-продвижения, - это интересный информационный повод, связанный с бизнесом компании-заказчика пресс-релиза. Консультации, написание текста и наработанные связи с прессой заказчик получит от PR-Нero именно в тот момент, когда ему эти услуги понадобятся, не неся при этом постоянных издержек, связанных с выплатой зарплаты штатному PR-специалисту. Особенно интересна такая услуга может быть для предприятий, относящихся к СМБ, а также для новых, только что открывшихся компаний. Например - стартапов.

Ирина Киреева, создавшая новую консалтинговую компанию Oratorica, отлично разбирается в стартап-рынке и понимает все тонкие моменты, на которые обычно не обращают внимания "среднестатистические" компании-стартапы. 80% стартапов существует на рынке меньше одного года. Сформировать команду на правильных принципах, сразу сфокусироваться на вопросе "кто это купит?", уделить должное внимание таким атрибутам "большого" бизнеса как миссия, ценности и цели - вот неполный список того, что Oratorica рекомендует начинающим бизнесменам. Услуги Oratorica безусловно востребованы, а сама компания имеет все шансы на успех. Ведь помимо рекомендаций другим компаниям г-жа Киреева и сама является зарекомендовавшим себя стартап-предпринимателем - она умеет продавать свои услуги и создавать команды консультантов, необходимые для выбранного бизнеса.

Антон Степанов / СNews