Статья

Олег Костерин: СМБ следует аккуратно подходить к внедрению ERP

Цифровизация SMB Бизнес-приложения SMB Интеграция

Компании СМБ (малого и среднего бизнеса) в силу своего масштаба и специфики особо трепетно относятся к системам автоматизации. Им необходимо, чтобы выбранное ПО не было слишком дорогим, не требовало дополнительных расходов на поддержку и, самое главное, - могло решать все задачи компании. Какая ERP подходит для нужд среднего розничного бизнеса, каковы секреты успешного самостоятельного внедрения, что может дать компании правильно подобранная ИС и поставщик решения, CNews рассказал Олег Костерин, финансовый директор компании "Арсенал+", которая внедрила систему "КОРУС|Ритейл" от "КОРУС Консалтинг".

CNews: Как осуществлялось обучение? Сколько сотрудников и из каких отделов проходило его?

Олег Костерин: Обучение сотрудников, которые занимаются разработкой и поддержкой системы, равно как и ключевых пользователей – критически важный фактор для успеха проекта. Именно поэтому все члены команды внедрения проходили обучение в "КОРУС Консалтинг". Им предстояло усвоить очень значительный объем информации как по базовому функционалу MS Dynamics AX, так и по модулям "КОРУС|Ритейл", а также изучить курс программирования, ведь на них ложился весь объем будущих доработок. Члены команды должны были знать систему как свои пять пальцев. Все ключевые пользователи (на тот момент их было порядка 10) также проходили обучение в компании по различным аспектам функциональности решения.

CNews: Понадобилось ли изменять существующие бизнес-процессы и/или проводить их формализацию перед внедрением?

Олег Костерин: Еще на этапе выбора мы проделали эту работу в отношении розничного бизнеса компании. Тогда он только начинался, был всего один магазин. Поэтому мы смогли заново создать все процессы и потом, с открытием новых торговых точек (кстати, сейчас их 9 и скоро будет еще больше), мы просто переносили эту модель на них.


За последнее время компания открыла еще несколько магазинов

Конечно, какие-то изменения вносятся в процессы практически постоянно, ведь бизнес меняется. Кстати, надо отметить, что не в последнюю очередь на выбор решения повлияло и то, что мы увидели очень четкое соответствие наших собственных процессов и тех, что реализованы в "КОРУС|Ритейл".

CNews: Сколько времени заняло внедрение?

Олег Костерин: В абсолютных цифрах – сроки могут удивить кого угодно. Контракт на поставку был подписан в апреле 2006 года, а уже в начале июля был завершен первый этап, и началась коммерческая эксплуатация розничного контура. Всего три месяца, если не считать того, что к этому периоду команда готовилась почти целый год. Если бы у нас не было этого подготовительного периода – ни о каких трех месяцах не могло бы быть и речи.

Отдельные доработки розничного контура велись еще до октября. После этого мы приступили к автоматизации склада, логистических операций и работы с бизнес-клиентами. Этот этап был успешно завершен к февралю 2007 года. Естественно, что развитие системы не остановилось, и мы продолжаем вносить в нее изменения по требованию наших бизнес-пользователей.

CNews: Какими силами сейчас осуществляется поддержка и модернизация системы?

Олег Костерин: Как я уже отмечал ранее – у нас с самого начала проекта, еще на этапе выбора, сложилась отличная команда, которая занималась внедрением системы. Она же существует и сейчас, увеличившись на 1 человека, отвечающего за поддержку пользователей, которых с момента начала работы стало значительно больше – уже порядка 90 человек. За мной остаются вопросы методологии и управления бизнес-процессами.

CNews: Остались ли в ИТ-инфраструктуре какие-либо старые системы?

Олег Костерин: В этом отношении у нас сложилась ситуация, характерная для большинства отечественных компаний: мы оставили ""для работы бухгалтерии, расчета заработной платы и налогового учета. Все прочие задачи финансового блока уже решаются в "КОРУС|Ритейл".

CNews: Можете ли вы оценить результаты внедрения? Оправдались ли ожидания?

Олег Костерин: Существует точка зрения, согласно которой эффект от внедрения ERP-системы трудно (или даже невозможно) описать, используя только численные показатели, поскольку такое внедрение затрагивает не только процессы компании, но и многое другое, даже психологию пользователей. И, тем не менее, если не говорить о психологии, можно привести два простых и очень конкретных примера: во-первых, система дала нам возможность предельно минимизировать потери. Так, например, штрих-кодирование товара позволило вести полноценный учет на складе и в розничных магазинах. Если раньше в рознице мы могли недосчитаться до 3% оборота, то внедрение информационной системы свело эти потери к нулю. Во-вторых, проще стало планировать развитие компании как таковой: руководство оперативно получает полноценную аналитическую информацию во всех требуемых разрезах и может принимать решения, основанные на фактах. Все это позволяет нам работать эффективнее и оставаться региональным лидером в своем сегменте бизнеса.