Статья

Обучение ИТ-специалистов: рассчитываем ценность для бизнеса

SMB SMB Бизнес

Современный бизнес предъявляет высокие требования к сотрудникам в части соответствия их знаний актуальным рыночным тенденциям. Это заключается не только в знании иностранных языков и умении работать мобильно, но и иметь соответствующие компетенции в использовании ИТ-технологий и решений. Из чего складывается ценность ИТ-обучения для бизнеса?

Если в компании есть потребность в обучении специальной узконаправленной технологии, которая может при этом иметь определенный коммерческий интерес для конкретного бизнеса, то целесообразно проводить отдельные выездные сессии внутри компании или обучать "массово" нескольких специалистов, которые, пройдя сертификацию, смогут "на местах" объяснить остальным сотрудникам более частные практические аспекты. Для СМБ-компаний, где по определенным причинам нет больших бюджетов на ИТ-обучение, "комбинированный" (часть сотрудников учится в авторизованном учебном центре, а потом делится знаниями с остальными) способ представляется более выгодным, чем проведение индивидуальных практикумов. Представляется, что дистанционное обучение, несмотря на очевидные преимущества (гибкий график занятий, задействование интерактивных мультимедиа-способов коммуникации – видео, интернет-сервисы и т.п., относительно низкая стоимость учебных материалов и пр.), требует серьезной мотивированности и дисциплинированности сотрудников, которая далеко не всегда достижима в условиях СМБ-компаний. Тем не менее, некоторые элементы таких практик, например, вебинары и интернет-конференции от вендоров, могут встраиваться в традиционные схемы проведения мероприятий по ИТ-обучению. Поскольку они не требуют от сотрудника особой активности (он может участвовать в них, находясь на своем рабочем месте, работая на привычном компьютере и используя нативные средства взаимодействия), существует большая вероятность того, что их пройдет большое количество работников. В результате этого сотрудник сможет получить наиболее компетентные знания напрямую от вендора эффективным и малозатратным способом.

По мнению директора Центра компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им.Н.Э. Баумана, Дмитрия Гудзенко, в России немного обучающих центров с высокими партнерскими статусами от вендоров и обусловлено это тем, что крупные мировые компании-разработчики дорожат своей репутацией и предъявляют очень высокие требования к сертифицированным учебным центрам. "Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо не только достичь высочайшей планки в организации и качестве обучения, но и постоянно подтверждать ее, а это под силу немногим - тем ценнее обучение в сертифицированных учебных центрах. Поэтому, несмотря на достаточно большое количество бесплатных курсов для представителей малого бизнеса, те, кто действительно думает о качестве получаемых знаний и навыков, выбирают авторизованные центры обучения", - объясняет он. По его оценкам, для работодателей из СМБ-компаний большое значение имеет эффективность труда сотрудника, оптимизация его рабочего времени. Поэтому большим спросом на рынке труда пользуются специалисты, обладающие уверенными навыками работы с ПК, а, следовательно – курсы для начинающих и опытных пользователей ПК. Так, кандидат, обладающий сертификатом MOS (Microsoft Office Specialist, программа сертификации на уровень владения бизнес-приложениями MS Office – прим.CNews) или ECDL (международный сертификат, подтверждающий знание основ ИТ – прим. CNews), будет иметь дополнительные баллы при устройстве на работу или продвижении по карьерной лестнице. При этом сертификация актуальна еще и потому, что, зачастую, при необходимости найма технического специалиста в СМБ-компаниях отсутствуют соответствующие работники, которые могли бы проверить профессиональные знания кандидатов.

Большой популярностью среди сотрудников СМБ-компаний пользуются курсы по направлению веб-технологий, считает господин Гудзенко. Это обусловлено, по его мнению тем, что, как правило, штат СМБ-компаний достаточно небольшой, поэтому выгодно, чтобы один специалист выполнял несколько функций, например, занимался дизайном и наполнением контента сайта, оптимизацией и продвижением. "Сотрудники таких компаний учатся с большим желанием, они нацелены на результат – ведь это делает их не только высококвалифицированными, но и многопрофильными специалистами, которые всегда найдут себе высокооплачиваемую работу. Интерес к веб-направлению вызван еще и тем, что инструменты веб-маркетинга и поисковой оптимизации в грамотных руках даже при нулевых вложениях - что актуально для малого бизнеса - могут принести реальных клиентов, к тому же поисковая оптимизация дает очень быструю окупаемость средств, что очень важно особенно для СМБ", - замечает эксперт. Также очевидно, что успешность и прибыльность компании зависит также от качественного менеджмента, владеющего и своей профессией, и современными информационными технологиями, а также основ бухгалтерского учета, нововведений в законодательстве, налогообложении, финансовой отчетности, в том числе, и по международным стандартам, что дает возможность развития бизнеса и выведения его на принципиально новый уровень.

Михаил Демидов / CNews