Экспертное мнение: бум SaaS будет, но позже
Технологическая модель SaaS медленно, с трудом, но приходит в Россию. На ее пути возникает немало проблем: это и привычка отечественного бизнеса к собственной ИТ-инфраструктуре, и сомнения в надежности внешних серверов. Однако, по мнению аналитиков, ближайшие годы обещают двадцатикратный рост данного сектора рынка. И предпосылки прорыва уже есть. Эти и другие вопросы поднимались на круглом столе "SaaS в России: маркетинг или возможности", который был организован агентством маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и аналитическим агентством CNews Analytics.
Михаил Смолянов: Развитие SaaS в России идет в правильном направлении
На вопросы CNews ответил Михаил Смолянов, генеральный директор компании "Мегаплан".CNews: Как повлиял кризис на спрос на предоставляемое в аренду ПО?
Михаил Смолянов: На мировом рынке кризис, можно сказать, стал стимулятором роста SaaS. Многие компании бросились закручивать гайки издержек, а SaaS, как известно, позволяет существенно сократить издержки на ИТ. Те, кто только присматривался к SaaS, вынуждены были форсировать миграцию и отказываться от покупки ПО в пользу его аренды.
Оценить же влияние кризиса на SaaS в России возможности не представляется. Во-первых, с оценками отечественных ИТ-вообще не очень благополучно. На рынке слишком много компаний которые не открывают своих финансовых показателей. А во-вторых, рынок SaaS до кризиса был слишком мал, так что оценивать было практически нечего.
CNews: Кризис привнес значительные изменения в стратегию работы и планы многих ИТ-компаний. Как он повлиял на работу компаний-провайдеров SaaS? Какие уроки вынесла из него ваша компания?
Михаил Смолянов: Надо отметить, что "Мегаплан" начал продажи буквально в преддверии кризиса, в конце 2008 года. Единственная стратегия любой компании на старте — рост. И мы придерживаемся этой стратегии. Если сравнивать с первыми месяцами продаж, то выручка "Мегаплана" выросли более чем в 15 раз. В текущем (2010) году мы, скорее всего, превысим четырехкратный рост. Другое дело, что мы планировали более бурный рост. Причина в том, что у инновационных проектов слишком много параметров с высокой степенью неопределенности. Например, тот же кризис, мы учесть в планах никак не могли.
Кризис спутал карты на всем интернет рынке. Поменялась оценка рисков в целом, многие интернет компаний радикально пересмотрели планы. Например, интернет-провайдеры и хостинговые компании, не спешили заключать агентские договора и предлагать наши сервисы, несмотря на предварительные докризисные договоренности. Сейчас наоборот повышается активность, провайдеры и хостеры ищут партнеров и рассматривают предоставление SaaS-сервисов как очень перспективную модель.
CNews: Какое ПО по "облачной" модели предлагает пользователям ваша компания?
Михаил Смолянов: "Мегаплан" — это инструменты управления бизнесом. В нашем портфеле довольно много "облачных" приложений. Так, "Мегаплан Таск-менеджер" позволяет руководителю собрать в одном месте и структурировать все задачи, которые он ставит подчиненным. "Мегаплан Интранет" — это инструмент совместной работы сотрудников. Тут есть общая организационная структура компании, и декомпозиция задач, и система взаимодействия людей в команде, и модуль совместной работы над документами. "Мегаплан Проект-менеджер" — уже более продвинутая версия для управления несколькими проектами и компании в целом. Кроме того есть модуль для взаимодействия с клиентами. "Мегаплан-Финансы" отвечает за финансовый учет и планирование. И, наконец, "Мегаплан Бизнес-Менеджер" — наиболее полный продукт для управления компанией.
Недавно мы запустили сервис "Миниплан" — это бесплатный онлайн-органайзер для управления собственным делами. Это этакий персональный планировщик и электронная "напоминалка".
CNews: Какие значительные проекты в области SaaS Вы можете отметить в текущем году?
Михаил Смолянов: Все идет своим чередом. В США SaaS-приложения существуют более 12 лет, и это вполне зрелая отрасль. Большого числа "прорывных" проектов в единицу времени тут возникнуть не может. По крайне мере я не могу отметить что-то выдающееся. Все в рамках сложившегося тренда. Возможно, дело в сокращении инвестиций в стартапы (тут сказался кризис), а возможно - в том, что я слишком "глубоко в теме", и любые революционные изменения — обыденность.
CNews: Как обеспечить соответствие ПО, поставляемого как сервис, требованиям ФЗ-152?
Михаил Смолянов: Законы надо соблюдать. Согласно внесённым изменениям операторы персональных данных должны привести свои системы запущенные до 1 января 2010 года в соответствие с ФЗ-152. К этому времени мы проведем все необходимые доработки.
CNews: Насколько адекватно предложение SaaS в России потребностям бизнеса?
Михаил Смолянов: В целом развитие SaaS в России идет в правильном направлении. В Рунете идут торенной дорогой американских SaaS. К сожалению, российские стартапы не очень "смотрят по сторонам", в некоторых областях нет ни одного решения, а в некоторых уже несколько и все продолжают появляться новые.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2422