Статья

CMS для сайта компании: критерии выбора

SMB SMB Бизнес SMB Интернет

Присутствие бизнеса в сети – это важная составляющая корпоративного имиджа и коммуникации с клиентами наряду с традиционным включением телефонов, факсов и адресов электронной почты в справочники и каталоги. По этой причине веб-сайт является лицом компании не в меньшей степени, чем ее офис или сотрудники. Для эффективного представления веб-сайт должен быть сделан на базе системы управления контентом (CMS), с помощью которой происходит наполнение содержания размещаемых в сети данных. Какие возможности сейчас предлагаются рынком в этом сегменте ПО для СМБ?

Индивидуальная разработка CMS отличается от "коробки" тем, что может быть написана полностью на основе желаний заказчика, поэтому она по определению не может быть массовым/тиражным продуктом. Однако необходимо учитывать, что подобные CMS (примеры – RBC Contents от РБКСофт, Webbuilder от Actis Systems, Trinet CMS от TRINET) крайне редко разрабатываются "с нуля", потому что это трудозатратно. У веб-студии, которая занимается такими проектами, существует обычно определенная среда разработки, на основе которой "собираются" решения для тех или иных клиентов. Цена в этом случае вырастет именно за счет сложности и количества вносимых дополнений в проект – если их очень много, то такое решение станет очень дорогостоящим, превысив стоимость самых продвинутых конфигураций "коробок". Другой недостаток подобных решений – привязка к студии-создателю, поскольку коллектив ее программистов является единственным автором продукта и не отчуждает в пользу заказчика код решения и инструменты для создания.


Индивидуальная разработка CMS отличается от "коробки" тем, что может быть написана полностью на основе желаний заказчика

Есть и еще один тип CMS – когда у решения используется открытый код, который может дорабатывать любой желающий программист, присоединяющийся к сообществу пользователей продукта. Такие продукты – Alfresco, Drupal, Joomla, TYPO3, WordPress, MODx CMS, часто используются в СМБ-секторе в самом начальном этапе развития веб-проекта. Организации используют их, ориентируясь на бесплатность лицензии (хотя у ряда решений требуется приобретение лицензии на коммерческое использование) и перспективу того, что над CMS работают не 10-20 сотрудников веб-студии, а международный коллектив программистов. Однако часто оказывается, что уровень качества таких продуктов заметно ниже коммерческих аналогов, а количество программистов, работающих серьезно над развитием решения, может быть заметно меньше, чем в отдельно взятой веб-студии. Так, в одном из недавно опубликованных исследований рынка CMS с открытым кодом, проведенным Bitrix Inc., названы 10 основных "подводных камней" использования подобных систем - зависимость от поставщика, скрытые затраты и сомнительная совокупная стоимость владения, отсутствие функциональности "из коробки", эргономические недоработки, сомнительная безопасность, высококонкурентный рынок, недостатки техподдержки, предвзятость со стороны средних и крупных компаний, зависимость от платформы и юридические трудности.

Как развивается рынок веб-разработки?

По итогам 2010 года в России "коробочные" решения для создания веб-сайтов в 2 раза популярнее бесплатно распространяемых - 61,1% против 31,3%, по данным исследования CMS Magazine. Последние чаще всего используются небольшими веб-студиями и фрилансерами, работающими на рынке малое время. Эксперты рынка замечают серьезный тренд уменьшения доли самописных решений. "Время пошива сайтов на заказ с нуля уходит - приходит время стандартизированных типовых решений, позволяющих удовлетворить 98% заказчиков в типовой конфигурации продукта. Конкуренция между веб-студиями трансформировалась в конкуренцию коробочных решений. Теперь все чаще и чаще заказчик приходит в веб-студию не с вопросом: "Вы умеете делать сайты туристических компаний?", а с вопросом: "Вы делаете сайты на такой-то CMS?", при этом в ближайшие 5 лет таких заказчиков будет все больше и больше", - утверждает Виктор Гичун, коммерческий директор "Атилект". По его прогнозам, через 10 лет владельцы сайтов будут говорить не о том, что их сайты разработаны в определенной студии, а о том, что они работают под управлением определенной CMS.

Аналитики также отмечают увеличение числа конечных клиентов-покупателей CMS. Понимая перспективы малого бизнеса как клиента, разработчики стараются подстраиваться под его потребности, говорят авторы исследования CMS Magazine. Например, они стараются выпускать версии эконом-класса, а также максимально готовые решения, с помощью которых предприниматели смогут собрать сайт самостоятельно (аренда CMS по модели SaaS и отраслевые сборки с готовыми шаблонами). Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс", отмечает, что в разработке современного веб-сайта второй этап, связанный с управлением контентом и продвижением сайта, упрощен настолько, что действительно любой сотрудник может справиться с этой задачей. При этом время подготовки несущественно и специальной сертификации не требуется, а, в свою очередь, первый этап, этап технологического производства, по-прежнему остается достаточно сложной многоплановой задачей, которой в основном занимаются профессиональные веб-студии или специально подготовленный ИТ-специалист. Для среднего и малого бизнеса самым правильным решением является заказ первого этапа в веб-студии, считает господин Рыжиков. "Эта тенденция говорит о взрослении рынка и разделении задач, выполняемых с помощью разработчиков, и задач, где разработчики не нужны вообще, - заявляет Сергей Котырев, генеральный директор "Юмисофт" (разработчик UMI.CMS). - Такое перераспределение ролей - это позитивный тренд как для разработчиков, так и для самого бизнеса. Первые могут переключиться с бесконечного изобретения велосипеда (создания и наполнения типовых проектов) на более интересные для них задачи, а владельцы СМБ - не тратить деньги на специалистов для решения типовых задач, и тем самым снизить затраты на ведение бизнеса". Виктор Гинчук полагает, что сейчас на первый план выходит роль профессионального интернет-маркетолога, который должен заниматься интернет-продвижением созданного ресурса с использованием самых популярных сегодня способов. "Сертифицированные веб-программисты нужны компаниям, разработчикам решений для интернета. Именно эти люди должны изучать передовые технологии, чтобы разрабатывать веб-решения, идущие в ногу со временем. В компании, не специализирующейся на разработке программного обеспечения, сертифицированный специалист может исполнять роль аналитика, который изучает портфолио разработчиков и помогает руководству сделать выбор подрядчика, который будет заниматься внедрением того или иного типового решения", - заключает он.

По оценкам 1С-Битрикс, СМБ-компании не чувствительны к выбору среды разработки, поскольку часто выбор среды разработки и CMS делает веб-студия или специалист, которому эта задача поручена, поэтому для СМБ наиболее важен готовый продукт и цена разработки и владения, чем среда разработки. В "Атилект" уверены, что система управления сайтом должна быть не просто средством для публикации новостей на сайте, а внутренним интеллектом сайта, позволяющем заказчику развивать сайт параллельно с ростом бизнеса, не переделывая сайт заново и заново на каждом витке развития компании.

Михаил Демидов / CNews