Статья

Актуальны ли социальные СЭД для российского бизнеса?

Интернет Цифровизация Документооборот SMB Бизнес-приложения Веб-сервисы

Инвестирование в системы, использующие социальные инструменты и технологии управления информацией внутри компании ("социальные СЭД"), по мнению аналитиков AIIM, станет одним из главных инструментов для восстановления бизнеса в посткризисный период. Российские игроки рынка СЭД признают наличие такой тенденции на рынке и внедряют эти функции в свои продукты, но не могут быть уверенными, что для российского пользователя они будут представлять интерес в ближайшие несколько лет.

По ее мнению, в нашей стране Enterprise 2.0 все же еще является довольно абстрактным понятием, поскольку понимание того, как данные технологии можно использовать на системном уровне, еще не выработалось из-за низкого уровня знаний и небольшого опыта управления информационными ресурсами предприятия.

Электронный документооборот "не расстанется" с Web 2.0

Ирина Кубликова, директор по маркетингу "Босс-Референт", отмечает, что уже сейчас сформировалось поколение, для которого Web 2.0 является нормой обмена информацией, и, следовательно, часть, в том числе, и корпоративной информации сегодня начинает "течь" через социальные ресурсы. Об этом говорит и Евгений Стаханов, директор по развитию направления портальных решений компании TerraLink, когда отмечает, что Web 2.0 и социальные сети привели к радикальной смене парадигмы взаимодействия людей посредством компьютерных интерфейсов: "Молодые люди, чье поведение в виртуальном мире сформировалось под воздействием этих технологий, впервые приходя на рабочее место, ожидают встретить нечто подобное, а встречают в лучшем случае унылые карточки, а в худшем - файловую систему и электронную почту". Ирина Кубликова уверена, что такая информация представляет интерес для организации, так как она является частью производимого сотрудниками коллективного знания и ей просто необходимо управлять, поскольку остановить этот обмен уже невозможно и неправильно, а оставить эти информационные потоки неучтенными и неуправляемыми –значит терять часть корпоративного знания. "Производители ECM-продуктов прекрасно понимают растущую востребованность в бизнесе технологий Web 2.0 или Enterprise 2.0 и включают постепенно в продукты различные средства работы и с, назовем их так, неофициальными потоками информации. Так средства обмена мгновенными сообщениями уже давно реализованы основными платформенными поставщиками, а использования различных продуктов в целом дает возможность создания и использования корпоративных порталов, блогов, архивов знаний по технологии вики и т.д. При этом у меня вызывает большие сомнения вероятность того, что технологии Web 2.0 в ближайшие лет 5 станут в корпоративном секторе доминирующими в процессе обмена информацией, во всяком случае, в нашей стране", - констатирует госпожа Кубликова.

Степень популярности средств совместной работы с документами в организациях, 2009*

Допускался выбор одновременно до 3 позиций

Источник: AIIM, 2009

В исследовании AIIM, по мнению Сергея Курьянова, директора по развитию DocsVision, речь идет в большей степени о социализации сотрудников среднего уровня в компании, которая появляется в ответ на возникновение конкуренции на рынке среди организаций, решивших задачи управления обычной транзакционной информацией, но не решивших вопросы совместной работы менеджеров. В качестве примера эксперт приводит инициативы Microsoft, выражающиеся во внедрении в MS SharePoint с версии 2007 года социальных инструментов (блоги, вики). "Однако включить технологию легче, чем осознать ее как часть корпоративной ИТ-системы, найти ей простые и эффективные применения. Настоящий прорыв начнется с истории первого успеха в этом направлении", - замечает он, говоря, что SBS-решения появятся не внутри компаний, а извне, так как малый бизнес будет пытаться использовать механизмы социальных сетей в отсутствие доступных ему решений на базе ECM/СЭД для решения тех же самых задач управления информацией и отношениями. "В малом бизнесе слабее развито осознание себя корпорацией и сильнее навыки пользования социальными сетями. Мне кажется, именно здесь и находится точка роста парадигмы", - заключает господин Курьянов. Евгений Стаханов полагает, что на примере данного исследования эксперты пытаются придать тенденции законченный маркетинговый вид, осуществить конверсию тренда в определенный тип системы, для которой, по мнению специалиста, вендорам теперь осталось лишь подыскать подходящее место в прайс-листе. Впрочем, несмотря на подобную иронию, господин Стаханов согласен, что даже поверхностный анализ позволяет понять: внедрение подобных интерфейсов взаимодействия приведет к улучшению производительности труда, и спрос на Enterprise 2.0-продукты у клиентов есть.

Подводные камни инвестирования в SBS

Тем не менее, не все отечественные игроки рынка СЭД настроены так оптимистично по поводу инвестирования в SBS. Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum, полагает, что речь идет об очередной закономерности в стиле кривой Gartner (Hype Curve), согласно которой каждая новая технология или концепция испытывает сначала период небывалого, но, как оказывается на деле, спекулятивного роста. Далее пузырь лопается, и только после этого начинается настоящий, не такой стремительный, но устойчивый рост. "Ковровые" инвестиции в SBS могут вызвать кратковременное оживление рынка, правда, за ним может последовать спад, вызванный неоправданными ожиданиями и разочарованием. Он считает, что авторы исследования верно определили тенденцию, но рынок будет двигаться в сторону "социальных бизнес-систем" более мелкими, более осторожными, но более обоснованными шажками, - рассуждает он. - Если говорить о возможностях СЭД/ECM для решения задач, о которых идет речь, то они во многом лежат на стыке PR (Public Relation) и CR (Customer Relationship). ECM-система в данном случае будет обеспечивать поддержку сотрудникам, вовлеченным в общение с внешними контрагентами (клиенты, покупатели, заказчики, фанаты и т.п.). Открытость ECM, поддержка признанных стандартов, интеграционные возможности - все это поможет ей работать вместе с самыми разнообразными "социальными инструментами", отвечая постепенно растущему спросу".

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "ИнтерТраст" по развитию бизнеса, не видит ничего нового в прогнозе AIIM, поскольку, по его словам, несколько лет различные аналитические компании и маркетинг ведущих производителей ECM-решений предсказывают глобальные изменения в подходах к управлению контентом, к которым должно неизбежно привести противоречие между передовыми способами взаимодействия и коллективной работы, уже освоенными работниками интеллектуального труда, и отстающей информационной инфраструктурой бизнеса. "Думаю, что ценность использования в бизнесе технологий и практики социального ПО сильно преувеличена и неоднозначна. Большие сомнения в пользе социального ПО для бизнеса связаны со сложностью "находимости" и повторного использования знаний, рождающихся в недрах социального ПО (если не предприняты специальные меры по сохранению этих знаний в виде индексированных документов), - объясняет свою точку зрения эксперт. - Неочевиден также тезис о том, что задачи защиты информации становятся неактуальными, и более значимой становится безопасность персональных данных. Кроме того, в любой организации существуют, и всегда будут существовать различные подходы к работе с информацией. Бумажные носители, электронная почта, СЭД, телефонные и очные переговоры, веб-конференции сосуществуют с блогами, форумами и прочими медиа притом, что какие-то из них постепенно уходят в прошлое. Форм взаимодействия всегда будет много. В будущем появятся новые формы, которые будут сосуществовать со старыми". По его мнению, наиболее рациональной является тесная интеграция традиционных и новых форм взаимодействия так, чтобы ценная и значимая для бизнеса информация могла быть выделена, правильным образом и с правильными схемами доступа сохранена и затем легко обнаружена всеми заинтересованными лицами и многократно использована в интересах бизнеса.

В целом, российские игроки рынка СЭД позитивно и с интересом воспринимают тенденции инвестирования в решения для работников, связанных с обработкой информации и корпоративных знаний в рамках ECM/СЭД, но отмечают сложности частной реализации таких проектов в компаниях, в частности, на локальном рынке.

Михаил Демидов / CNews