Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

ИТ-потребности: рост по мере продвижения

Вопрос о том, стоит ли вкладывать средства в автоматизацию, российскими торговыми сетями уже давно решен. Игроков сегодня интересует, когда, сколько, и в какие автоматизированные системы инвестировать. С учетом, что ключевыми процессами для них остаются управление финансами, цепочками поставок и отношениями с клиентами и поставщиками.

Еще в 2004 году торговля в России занимала второе место по уровню автоматизации после банковского сектора. Ежегодный рост отрасли составлял примерно 20 % в год, чему способствовала как экспансия национальных торговых сетей, так и выход на российский рынок крупных западных игроков. Торговые предприятия продолжают укрупняться, в том числе и за счет поглощений конкурентов. Однако если подобные шаги предпринимать без использования современных технологий, то в конечном итоге торговая сеть сталкивается, вместо ожидаемого роста прибыльности, с увеличением затрат на развитие.

В последние годы заметен рост интереса розничной торговли к программному обеспечению для автоматизации и управления территориально-распределенной торговой сетью. Им необходимо, чтобы информация о новых товарах, приходах и списаниях сразу была доступна для всех торговых точек — соответственно, система должна мгновенно синхронизировать данные на всех серверах сети. Что долгое время было «узким местом» регионов, где высокоскоростные стабильные каналы связи зачастую считались роскошью.

С другой стороны, серьезные требования предъявляют к торговым сетям и современные клиенты, чей уровень технических знаний существенно повысился. В итоге в выигрыше оказывается та компания, которая лучше знает потребности своего покупателя и умеет управлять его лояльностью. Для этого также необходимы соответствующие ИТ-инструменты, включая один из основных — CRM.

Для взаимодействия с поставщиками и складом розничным сетям представляется эффективным использовать синхронизированное планирование спроса и поставок, прозрачное взаимодействие информационных систем контрагентов, и пока не очень популярную в России технологию RFID. Некий прорыв в этой области ожидается не ранее 2007 года, когда стоимость пассивных радиометок, предположительно, снизится в 2-3 раза.

В Microsoft Businnes Solutions уверены, что при реализации ИТ-проектов в торговле необходимо соблюдать баланс между инвестициями в автоматизацию основных бизнес-процессов и внедрением новых технологий. Многие российские ритейлеры признаются, что ИТ-решения заказываются под текущие или «вчерашние» задачи, и оказываются «тесными» в условиях роста рынка. Поэтому компаниям есть смысл сразу выстраивать бизнес-процессы и ИТ-решения под задачи завтрашнего дня. Проектами по внедрению автоматизированной системы необходимо заниматься тогда, когда компания определилась с целью, разработала стратегию ее достижения и эта стратегия поддерживается тактическими планами развития предприятия. Под стратегию и тактику выстраиваются формальные бизнес-процессы и становится ясно, для автоматизации каких из них используются ИТ. При этом важно понимать, что ИТ-инструмент не заменит бизнес-стратегию и не исправит неработающие бизнес-процессы. Готовность компании к автоматизации определяется также возможностями ее руководства курировать ИТ-проекты или координировать их.

Проблемы роста и развития

Торговые компании должны понимать, какие именно преимущества она получит, используя современные управленческие решения. Важно располагать информацией о современных отраслевых разработках для управления бизнесом торговых компаний. У розничных сетей должно быть адекватное представление о процессе внедрения современных решений, и о том, как эффективно координировать действия подразделений компании и партнеров по бизнесу

Дмитрий Слиньков, член совета директоров компании «Корус Консалтинг»:

Дмитрий Слиньков

Потребности отечественного ритейла в развитии бизнеса с помощью средств автоматизации сегодня очень велики. Практика «Корус Консалтинг» показывает, что, во-первых, всё большее количество крупных розничных игроков ориентируется на комплексные решения по оптимизации, охватывающие все или почти все бизнес-процессы компании. Во-вторых, ритейлеры заинтересованы в наличии готового отраслевого решения, созданного на базе лучших мировых и российских практик. Поэтому «Корус Консалтинг» уже несколько лет активно развивает экспертизу в ритейле: наши специалисты реализовали более 50 успешных проектов по внедрению специализированных отраслевых продуктов для розничной торговли и вывела на рынок собственное решение Axapta Retail на базе Microsoft Dynamics AX. Сегодня при выборе решения для бизнеса ритейлер во многом ориентируется на опыт интегратора. Поэтому IT-компании, хорошо знающие базовый продукт вендора, но не обладающие серьёзной отраслевой экспертизой, ритейлеру не интересны.

Задачи управления торговой компанией сегодня напрямую связаны с ростом объема продвижения, снижением издержек, повышением инвестиционной привлекательности сети. В связи с ростом компании управление ею, как правило, становится более сложным и менее гибким. Помимо прочего, возрастают объемы обрабатываемой информации. Основным капиталом управления по-прежнему остаются люди, корпоративная культура, мотивация, оптимальные процессы и четкая ответственность. ИТ позволяют реализовать возможности управления и самостоятельно сформировать новые перспективы управления.

Требования торгового бизнеса к ИТ-системе различаются в зависимости от масштабов и сферы деятельности компании. С точки зрения функциональности возрастает потребность в применении специализированных отраслевых решений. Система должна быть гибкой, иметь возможность легкой настройки или модификаций под индивидуальные потребности клиента. В плане масштабируемости необходимо придерживаться принципа роста компании без смены ERP-системы. Понятно, что если речь идет о торговой ИТ-системе, то она должна соответствовать сегодняшним требованиям законодательства и уметь подстраиваться под завтрашние. С точки зрения удобства — система не должна вызывать у пользователей раздражения: она должна иметь интуитивный практичный интерфейс, быть удобной в работе.

К проблемам управления растущими торговыми сетями можно отнести обработку растущего объема информации, динамичное изменение бизнес-процессов, администрирование распределенной сети. В этом аспекте формулируются следующие требования к информационной системе — масштабируемость, открытость, интегрируемость, возможность централизованного администрирования и обновления. Кроме того, системы (с поправкой на российские реалии) не должны предъявлять высокие требования к каналам связи, должны быть безопасными и надежными, иметь настраиваемые аналитические и статистические возможности, поддерживать внутренний и внешний документооборот.

В компании Columbus IT считают, что в ситуации возрастающей конкуренции побеждает та торговая компания, которая представит лучший сервис при минимальных издержках. В этой связи розничные сети все больше задумываются об оптимизации управления товарными запасами и цепочками поставок. С помощью специализированных систем можно осуществлять контроль и управление собственными товарными запасами, запасами клиентов и поставщиков, обеспечивать прозрачность логистических операций для поставщиков и покупателей и затрат на логистику.

Технологические цели проектов сегодня обычно связаны не с «автоматизацией с нуля», а с заменой существующей информационной системы, увеличением числа одновременно работающих пользователей, созданием перспективной технологической платформы наряду с гарантированным получением целостных и достоверных данных.

Как правило, основными причинами, побуждающими торговую компанию к замене системы, являются низкое качество информации, хранящейся в базах данных и сложность ее анализа; проблемы со сбором информации для последующего планирования продаж и закупок, разрозненность имеющихся ИТ-систем и недостатки их производительности. «Старые» системы также обвиняют в длительном времени генерации аналитической отчетности. Кроме того, компаниям, по мере роста, все неудобнее использовать несколько не интегрированных приложений.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS