Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Российские производители не спешат объединяться

Российские производители не спешат объединяться2006 год дал отечественным разработчикам шанс укрепить свое положение на рынке телекоммуникационного оборудования. Ряду из них, благодаря нацпроектам и бурному развитию широкополосного доступа в стране, удалось значительно увеличить свои поставки. Наиболее успешные и амбициозные из российских производителей  уже всерьез намерены конкурировать с именитыми иностранными вендорами. Однако объединяться, в отличие от крупных западных конкурентов, они пока не спешат.

Школьники помогли не всем

Национальные проекты, связанные с подключением всех российских школ к интернету и организацией пунктов коллективного доступа к услугам связи в российских населенных пунктах дали неплохой импульс развитию отечественных разработчиков. Дело в том, что данные программы не предусматривают строительства глобальных телекоммуникационных сетей — в них используется оборудование доступа, как правило, с небольшим количеством портов и относительно невысокой скоростью доступа. И такого оборудования требуется много. Некоторые российские разработчики как раз сильны в этой нише, и могут полноценно конкурировать с иностранными брэндами.

Среди таких поставщиков, активно играющих на волне школьного интернета, можно отметить компанию "Натекс". Она предлагает использовать, пожалуй, самое недорогое решение на сегодняшний день — уплотнение абонентских линий на базе Ethernet. При этом район, в который заходит всего одна телефонная пара, получает дополнительный Ethernet-канал пропускной способностью до 1 Мбит/с, а в случае более серьезной линии (например, кабеля местной связи КСПП 1х4х0.9) — до 10 Мбит/c.

Среди крупных заказчиков «Натекса» — компания «Дальсвязь», которой требовалось обеспечить связью около 500 удаленных населенных пунктов. Роль «Натекса» состояла в разработке комплекса удаленного централизованного управления инфрастуктурой оператора — таксофонами, выделенными модемами и пр.

Однако генеральный директор компании Zelax Сергей Сухман не склонен преувеличивать роль нацпроектов в усилении позиций отечественных разработчиков. По его мнению, существенных изменений на рынке не наблюдается, и позиции российских поставщиков остались примерно на прежнем уровне в тех традиционных сегментах, где были еще старые наработки. Без четкой государственной политики в отношении российских производителей ситуация кардинально не изменится, либо будет изменяться достаточно медленно, убежден г-н Сухман. Он также считает, что российские производители выигрывают в тендерах на поставку оборудования по нацпроектам не благодаря каким-то преференциям со стороны государства, а по причине того, что их продукция оказалась более конкурентоспособной в данных экономических условиях как с точки зрения цен, так функциональности.

«Нам явно нужна поддержка со стороны государства хотя бы в виде декларации. Это практически ничего не стоит, кроме эфирного времени, но даже такая поддержка была бы полезна. Пока ее даже в таком виде еще нет, не говоря уже о хотя бы скромных налоговых льготах», — сетует Сергей Сухман, вспоминая про то, какая мощная поддержка оказывается местным производителям в соседнем Китае. 

О необходимости поддержки и лоббирования отечественного производителя говорят практически все российские разработчики. По мнению  ГК «Информтехника» государство должно поддерживать своего производителя созданием льготных условий, через финансирование, налогообложение, заказы.

Лакомый кусок

Самым емким и перспективным является для российских производителей рынок «тяжелого» оборудования операторского класса, который оценивается в миллиарды долларов. Но пока вряд ли кто из них может похвастать тем, что смог серьезно потеснить на этом рынке иностранные бренды. Хотя такие амбициозные планы по отдельным сегментам имеются.

Так, новая компания «МФИ-Софт», созданная в марте 2007 года на базе нижегородского разработчика «Мера.Ру» (входит в ГК Mera) ставит перед собой цель на ближайшие два года увеличить свою долю на рынке программных коммутаторов (софтсвичей) с 10% до 30%. В компании, которую возглавил бывший глава Госкомсвязи РФ Александр Иванов, не скрывают, что для достижения своих целей могут использовать административный ресурс, связи с федеральными органами и структурами. Оборот «МФИ-Софт» по итогам 2006 года составил $9 млн, но уже в этом году компания планирует удвоить выручку. По оценке г-на Иванова, объем рынка коммутаторов в России составляет в настоящее время около $600 млн, из них на программные коммутаторы приходится примерно десятая часть — $60 млн.

Но реально конкурировать на операторском рынке российским производителям удается лишь в единичных случаях. «Сейчас мы ведем работу с одним из крупных операторов, и бюджет проекта, который заказчик выделил на построение системы, не позволяет купить оборудование западных вендоров, — рассказывает Сергей Сухман. — Функционально мы вполне отвечаем их задачам и на данный момент выигрываем. Таким образом, мы вполне можем конкурировать с иностранными вендорами и вне школьного проекта. Собственно говоря, ведь мы и существуем на рынке постольку, поскольку мы выигрываем в частности у западных поставщиков».

Недавно на российском рынке сложилась еще одна ситуация, благоприятная для российских производителей. Раньше небольшие альтернативные операторы строили свои сети на достаточно дешевом оборудовании, но с появлением услуг Triple Play у них возникла необходимость перестройки существующих сетей с применением систем более высокого класса. И теперь операторы стоят перед выбором: строить ли сети на дорогом оборудовании известных производителей-монополистов, либо каким-то образом жертвовать функциональностью в целях экономии инвестиций.

Этой ситуацией воспользовалась компания «Натекс». Она выпустила новую линейку оборудования, которая по ценообразованию является бюджетной, но в то же время поддерживает весь необходимый спектр тех услуг и функций, которые необходимы операторам для доведения «тройной» услуги до конечного абонента. Речь идет, например, о представленных на «Инфоком-2006» моделях коммутаторов доступа — NetXpert 5112G  (это фактически магистральный коммутатор, коммутатор агрегирующего уровня с поддержкой «оптики») и коммутаторов доступа второго уровня NetXpert 3424 и 3408, которые поддерживают услуги Triple Play. В данном случае это относится к поддержке IGMP с созданием обеспечения групповой (multicast) трансляции для IP TV, поддержке и динамическому управлению VLAN1.

«И что самое главное, мы очень удачно интегрировали и доработали алгоритм 802.1х — протокол динамической авторизации пользователей на портах. Причем мы в значительной степени расширили этот протокол, что позволило операторам из центра динамично управлять всеми коммутаторами, — рассказывает генеральный директор Nateks Networks Александр Кукуджанов. — Я имею в виду и динамическую привязку к VLAN, и авторизацию пользователей, и динамическое ограничение полосы пропускания на порт, то есть все то, что позволяет оператору зарабатывать реальные деньги и подводить конкретный тип трафика к конкретному абоненту. А поддержка RADIUS-протокола2 позволяет очень просто интегрировать оборудование в уже существующую систему управления и тарификации».

Кроме того, «Натекс» поставляет на рынок широкополосные голосовые маршрутизаторы VoiceCom, которые, по словам г-на Кукуджанова, оказались наиболее востребованными (за 9 месяцев 2006 года было продано около 5 тыс. устройств). Большое количество VoIP-оборудования с поддержкой SIP-протокола закупают компании «Связьинвеста», в частности «Дальсвязь», которая ведет активное строительство NGN-сетей. В этом случае системы от «Натекс» применяются в качестве оконечного абонентского оборудования. Другой известный проект, который использует оборудование компании  — альтернативная сеть Sipnet. «Натекс» поставляет оборудование доступа также «Синтерре», Net by Net, «Корвет Телеком» и другим альтернативным операторам.

«Натексу» удалось оптимизировать конечную стоимость сети Triple Play «под ключ» на уровне $500-1000 в расчете на одного абонента, в то время как при использовании классического оборудования мировых производителей эта сумма превышает $3000. Таким образом, с учетом средней ежемесячной стоимости услуги около $30 бизнес-проекты для операторских сетей, построенных на таком оборудовании, окупаются в течение 3-5 лет.

Вместе с тем, российские производители осознают, что маршрутизаторы и коммутаторы магистрального уровня требуют достаточно серьезной и долгосрочной работы. И переориентировать заказчика, привыкшего к системам Cisco и Juniper, на новые решения очень трудно.

С другой стороны, на российском рынке существуют производители из Юго-Восточной Азии, и ценовая война с которыми достаточно серьезная. Здесь отечественные разработчики пытаются отыграться за счет качества.

Не только за счет цены

Еще пару лет назад основным козырем российских производителей являлась низкая стоимость. Постепенно акценты смещаются в сторону качества. Так, стоимость модемов серии Orion, произведенных компанией «Натекс» в Швейцарии, выше, чем у произведенных в России или в Китае, но чуть ниже, чем у западных вендоров. При этом качество продукции, как утверждают в «Натексе», не уступает иностранным брендам.

В Zelax, по заявлению ее генерального директора, всегда была прерогатива качества: компания, перестраховываясь, порой выпускает даже более надежные системы, чем требуется. Г-н Сухман полагает, что в целом оборудование российских производителей достаточно надежно, и именно благодаря этому они и существуют на рынке. Zelax успешно конкурирует с крупными зарубежными поставщиками в сегменте оконечных устройств, промежуточного оборудования, оборудования специального назначения, решений для стратегических отраслей России, где крайне важны вопросы безопасности и в результате предъявляются особые требования к разработке и производству оборудования (структуры МО, МВД, РЖД, ЕЭС и т.п.). Кроме того, решения Zelax востребованы при модернизации огромного парка аналоговых линий и сетей России, где важен многолетний опыт и близость к клиентам российских производителей.

Впрочем, российские производители ориентируются не только на российский рынок. Весной 2006 года Федеральная комиссия по связи (FCC) США одобрила оборудование широкополосного беспроводного доступа компании InfiNet Wireless серии 5000 в диапазоне 5,8 ГГц. Оборудование крупнейшего в данном сегменте российского разработчика и производителя используется в сетях сотен сервис-провайдеров во всем мире. 

Новые веяния

Одной из важных тенденций является вывод российскими производителями на рынок новых брендов, причем не отдельных решений, ориентированных на узкий сегмент рынка, а универсальных платформ.

Так, в 2006 году Zelax вывел на рынок новый бренд Speedway, который объединил целый класс устройств, имеющих единую архитектуру, принципы управления, интерфейс и пр. с целью их успешного продвижения и обслуживания. В одной платформе объединены принципиально разные технологии TDM и IP. Она представляет своего рода конструктор как с точки зрения наполнения (набор модулей разных типов), так и с точки зрения функциональности. При этом часть этого «конструктора» не доступна потребителям напрямую, но они могут заказать компании определенные функции. Кроме того, заказчик может демонтировать это оборудование, переставить модули, переконфигурировать систему и получить новое изделие. Допустим, из мультиплексора сделать маршрутизатор. Кроме того, у всех изделий, которые могут быть реализованы на базе платформы Speedway, имеется единый интерфейс пользователя, что значительно сокращает расходы на обучение персонала.

Целевые потребители Speedway — это операторы связи, крупные ведомственные и корпоративные сети, средний и малый бизнес. Оборудование на базе этой платформы, по мнению разработчиков, позволяет создавать практически любые решения для сетей передачи данных как с распространенными, так и специальными линейными интерфейсами, например, Е1, Ethernet, V.35, SHDSL, ИКМ-15, линейный оптический интерфейс.

В своем роде Speedway является уникальным продуктом на рынке, не имеющем зарубежных аналогов. Из устройств, которые отдаленно напоминают Speedway, известна платформа MSAN от компании «Искрател». Однако это решение ориентировано исключительно на операторов, и оно практически не масштабируется вниз. Speedway активно используется в нацпроекте по подключению школ к интернету. На долю платформы, и по оценке Сергея Сухмана, приходится  примерно половина всех поставок компании в этом проекте. Ведутся также крупные проекты с РЖД.

Затянувшееся неслияние

Известно, что на глобальном телекоммуникационном рынке происходят масштабные процессы слияний и поглощений крупных компаний-производителей или их подразделений, которые приводят к появлению «монстров» с оборотами в десятки миллиардов долларов — Alcatel-Lucent, Nokia-Siemens и пр. Чтобы хоть как-то противостоять этой чудовищной силе, а также агрессивному наступлению восточных вендоров, отечественные производители, казалось бы, тоже должны были давно объединиться. Однако этого не происходит. Препятствует как информационная закрытость российских компаний (никто из опрошенных CNews производителей оборудования не захотел обнародовать свою выручку, ссылаясь то на бдительность налоговых органов, то на происки конкурентов, которые неминуемо «подтянут» свои цифры до нужных величин), так и неготовностью пожертвовать своей независимостью.

Впрочем, консолидация рынка все же намечается. Например, в мае 2006 года завершена  сделка поглощения одного из ведущих российских разработчиков программных решений для телекоммуникационной отрасли — компании «Восточный Ветер» — концерном «Ситроникс». Последний в конце 2006 года заключил договор с европейским оператором «Vodafone-Чехия» на поставку телекоммуникационного решения на сумму более 4,5 млн. «Ситроникс» позиционирует себя в качестве международного поставщика телекоммуникационных решений. Продукция компании используются немецким альтернативным оператором фиксированной связи Callax (один из крупнейших в стране), польским операторои мобильной связи Polkomtel, хорватским телекоммуникационным оператором T-HT (хорватской «дочке» Deutsche Telekom).

Усиления процессов консолидации на российском рынке оборудования, похоже, не избежать. Как только объемы бизнеса выйдут за некую критическую отметку, головы инвесторов непременно повернутся в сторону отечественных производителей. А пока менее хлопотным и более выгодным делом являются телекоммуникационные услуги и поставки оборудования иностранных поставщиков.

1 VLAN, Virtual Local Area Network — виртуальная локальная сеть, которая может являться частью большей локальной сети, имея определенные правила взаимодействия с другими VLAN, либо быть полностью изолированными от них. Простейший механизм изоляции различных подсетей, работающих через общие коммутаторы и маршрутизаторы. Известна как 802.1q.

2 RADIUS (Remote Authentication in Dial-In User Service) — протокол AAA (authentication, authorization и accounting — аутентификации, авторизации и биллинга), разработанный для передачи сведений между программами-сервисами (NAS, Network Access Server) и системой биллинга.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS