Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Информатизация предприятий связи: впереди всей экономики

Информатизация предприятий связи: впереди всей экономикиРоссийский телеком опережает большинство других отраслей и по доле ИТ-затрат в общем объеме доходов, и по доле ИТ-затрат в общих ИТ-затратах, осуществляемых всеми предприятиями экономики. Правда, темпы роста этого показателя здесь не столь впечатляющи и подвержены существенным колебаниям из года в год.

20 млрд руб. общего объема ИТ-затрат и около 30% годового прироста — много это или мало? Во-первых, это более 5% в общем объеме доходов отрасли — для сравнения, скажем, предприятия торговли в среднем расходуют на ИТ лишь 0,4% своей выручки. Это и есть разница, отличающая высокотехнологичный сектор от ресурсоемкого.

Телеком впереди большинства отраслей и по доле ИТ-затрат в общих ИТ-затратах, осуществляемых всеми предприятиями экономики. Почти 10% против 2%, которые составляют долю транспорта, менее 3%, приходящихся на торговлю. Далеко позади остается и добывающая промышленность, и электроэнергетика, ИТ-затраты которых примерно в 2 раза ниже. В 3,5 раза ниже ИТ-затраты в металлургии, и даже все машиностроение, взятое вместе, дает в 3 раза меньший показатель. Потягаться с телекомом по уровню ИТ-затрат в России может, разве что, государство, доля которого на рынке ИТ составляет около 11%.

Динамика ИТ-затрат российского телекома

Источник: CNews Analytics, 2007

Что касается темпов роста ИТ-затрат в телекоме, то на фоне передовых отраслей они не столь впечатляющи. К тому же, отличаются высокой стохастичностью — с колебаниями от 1,6% (в 2004 году) до 60% (в 2005 году) роста, и вновь начавшимся «остыванием» в 2006 году — 30% (данные Росстата).

То же самое, если смотреть на общем фоне темпов информатизации экономики — в 2005 году они в 2 раза превосходили средние по экономике, в 2006 году с ними сблизились, а двумя годами ранее — в 2004 году — были в 2,5 раза ниже, чем в целом по экономике. Опять же, за год до этого, когда рынок в целом упал на 3,7%, предприятия связи, напротив, активно инвестировали ИТ — Росстатом был зафиксирован рост в 2003 году на уровне 48%.

Новые векторы ИТ-инвестиций в отрасли

С точки зрения дальнейших перспектив роста ИТ-затрат в отрасли, многое будет зависеть от демонополизации рынков услуг связи. Появление новых операторов, а также территориальная экспансия основных действующих игроков рынка приводит ко всякого рода ре-запускам проектов по внедрению информационных систем. Так, вход на рынок нового оператора дальней связи МТТ сразу привел в конце сентября 2005 года к росту ИТ-затрат. Начали вводиться в промышленную эксплуатацию функциональные модули (налоговый, бухгалтерский, кадровый учет, расчет заработной платы, учет GAAP и т.д.), была осуществлена интеграция MBS Axapta с двумя используемыми в МТТ биллинговыми системами (АСР).

Росту спроса на ИТ будет также способствовать и внутренний рост компаний, что связано с необходимостью сохранить оперативность в управлении в разрастающейся организационной структуре. Рост компании приводит к утрате прозрачности, к усложнению анализа текущего состояния и тенденций развития и, в итоге, к усложнению видения и процедур выработки стратегических целей,  а также ещё и к проблеме их адекватной трансляции тысячам исполнителей по всем региональным подразделениям.

Именно из этих соображений «Вымпелком» некогда внедрил систему управления по сбалансированной карте показателей (Balanced Scorecard) с последующей её «оцифровкой». Это не единичные случаи, здесь рынок идет по нарастающей — развитие ИТ-инфраструктуры, вслед за ростом компаний, ведёт, в свою очередь, к необходимости внедрения систем мониторинга. У компаний возникает потребность в продуктах, которые позволяли бы централизованно осуществлять мониторинг распределенной в пространстве ИТ-инфраструктуры, предотвращать потенциальные угрозы, оперативно реагировать на возникающие сбои ПО и АО. ИТ-инфраструктура каждого из ведущих сотовых операторов, охватывающая практически всю территорию России, состоит из более тысячи различных серверов и до десятка тысяч клиентских машин. Чтобы предотвратить чрезмерный рост штата своих ИТ-подразделений, телекоммуникационные гиганты выбирают подход, основанный на стандартизации, автоматизации и централизации системы управления инфраструктурой.

В своё время другой главный монополист рынка услуг сотовой связи — МТС — внедрил автоматизированную систему управления предприятием, в задачи которой входили информационная поддержка принятия решений на всех уровнях, поддержка глобальных бизнес-процессов, управление финансовыми потоками, отношениями с потребителями, а также разработкой и внедрением новых услуг. Внедряемое решение базировалось на интегрированной системе управления предприятием Oracle E-Business Suite, которая поддерживает все бизнес-процессы телекоммуникационного оператора.

Динамика ИТ-потребления в секторе телекоммуникаций

Источник: CNews Analytics, 2007

Неустойчивость спроса в туманной перспективе

Анализ динамики развития спроса на ИТ в пятилетний период не дают возможности выявить четкие тренды в инфоматизации российских предприятий связи. За довольно сильным падением следует ещё более сильный взлет — за чем опять следует падение темпов. Как отмечают эксперты, российскому телекому свойственна некая невнятность в политической сфере, фактически отсутствует концепция развития и регулирования отрасли на период перехода от эпохи традиционной телефонии к эпохе инфокоммуникаций на базе IP. При этом потребности операторов в области ИТ и современных технологий связи ещё очень далеки от насыщения. По различным оценкам, количество широкополосных IP-абонентов в России немного меньше 200 тыс., это скудно смотрится на фоне 30 млн таких абонентов в США.

Есть и другое возможное объяснение столь неустойчивого спроса на ИТ — всё это напоминает информатизацию, как будто разбитую на отдельные «акции», как это было со «Связьинвестом» — ресурсы аккумулируются и разом вбрасываются в какой-либо проект по всему фронту предприятия. Монополия модернизируется сразу вся — по всем фронтам — как РАО ЕЭС — из единого центра по единому образцу.

Динамика рынка, действительно, может являться отражением подобной тактики само-модернизации монополий («сегодня всё — завтра ничего»), из которых de facto по-прежнему состоит российский телеком. Рынок местной связи вообще не конкурентен и представляет собой огромные региональные монополии, вроде МГТС, которые могут позволить себе всё, что угодно. Рынок междугородной и международной связи, хоть и демонополизируется, всё равно остается олигополистическим. Вместо одной, теперь две монополии контролируют весь рынок, если появится третья — ситуация принципиально не изменится. Для полноценной конкуренции их нужно штук 50-100. То же самое с рынком сотовой связи, который контролируют гиганты МТС, «Вымпелком» и «Мегафон».

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS