Обозрение подготовлено

версия для печати
Санкт-Петербург: компьютерный ритейл помирился с бытовиками

Санкт-Петербург: компьютерный ритейл помирился с бытовиками

Рынок компьютерной розницы в Петербурге в 2007 году окончательно сформировался: в город собрались все основные игроки федерального уровня. Магазины бытовой техники увеличили свою долю на 10%, но крупные специализированные сети уверяют, что "этого не почувствовали". Еще одним характерным трендом стало массовое открытие компьютерных салонов в крупных торговых центрах.

Петербургский рынок компьютерной розницы, по оценке "Финам", в 2008 году вплотную приблизился к 1 млрд долл., продолжив тенденцию ежегодного прироста на 30%-35%. В то же время, от московского он до сих пор отстает примерно в 2 раза. Если в Москве важным драйвером роста рынка стали сети бытовой техники, доля которых составляет 60% от всей компьютерной розницы города, то в Петербурге ситуация иная. В Северной столице по-прежнему сильно влияние крупных специализированных сетей ("Компьютерный Мир", "Кей", "ЦиФры"), предлагающих схему обслуживания, акцентирующую внимание на удовлетворение запросов клиента. Эти магазины вышли на рынок гораздо раньше московских сетей и появились в местах с удобным транспортным сообщением.

Кто есть кто на рынке компьютерной розницы Санкт-Петербурга, 2007-2008

Компания Штаб-квартира Количество магазинов, 2007 Количество магазинов, первое полугодие 2008
Белый Ветер Цифровой Москва 2 6
Кей Санкт-Петербург 9 13
Компьютерный Мир Санкт-Петербург 12 17
М-Видео Москва 12 14
МедиаМаркт Германия 2 4
Микробит Санкт-Петербург 2 3
Мир Москва 4 5
Рик Санкт-Петербург 1 1
СтартМастер Москва 7 7
Техносила Москва 5 6
Техношок Санкт-Петербург 14 14
Цифры Санкт-Петербург 6 11
Эльдорадо Москва 20 22
NB Company Санкт-Петербург 3 4
POLARIS Москва 5 6
SunRise Москва 1 2

Источник: CNews Analytics, 2008

Москвичи сравнялись с питерцами по количеству компаний, действующих на рынке. Тем не менее, по продажам петербургские фирмы пока вне конкуренции. Татьяна Валуйская, вице-президент "Компьютерного мира", отмечает, что "попытки перенести на питерский рынок московский подход к работе с покупателями вряд ли будут успешны. Пока еще ни одна из московских фирм не охватила город сетью удобно расположенных магазинов с широким ассортиментом товаров".

Москвичи не перевернули питерский рынок

На рынок компьютерной розницы Петербурга выходит все больше игроков федерального уровня, как российского ("Мир"), так и зарубежного происхождения ("МедиаМаркт"). Типичный пример – участие SunRise и "КомБриг" в разделе активов Ultra Electronics, закрытие которой стало одним из ключевых событий местного ИТ-рынка в первом полугодии 2008 года.

По мнению Татьяны Валуйской, рынок компьютерной розницы не испытал какого-либо особенного влияния из-за закрытия Ultra Electronics: "Теперь клиенты стали пользоваться услугами SunRise, который выступает как дискаунтер, имея один торговый зал в не самом удобном месте города". Аналогичного мнения придерживается и Елена Киреева, коммерческий директор NB Company. По ее мнению, SunRise — это игрок разряда "торгующий склад", ранее конкурировавший только с Ultra Electronics.

По разным оценкам участников компьютерного рынка, на долю федералов сейчас приходится до 25% всех продаж в Петербурге. В то же время все опрошенные CNews компании отметили, что никакой войны между москвичами и питерцами в городе нет. В ответ на приход в Петербург москвичей, местные сети отвечают выходом на общероссийский уровень. Так, "Кей" и "Компьютерный мир" уже имеют несколько магазинов в ЦФО и собираются усиливать экспансию в регионы.

Разница между "бытовиками" и компьютерной розницей размывается

Аналитики из "Финам" предрекают усиление давления со стороны сетей бытовой электроники – уже сейчас многие участники этого рынка делают ставку на увеличение продаж компьютеров. Эти прогнозы подтверждают и амбиции некоторых ритейлеров: сеть "Техношок" рассчитывает на 20% рост продаж в 2008 году, а "Эльдорадо" на увеличении доли на рынке бытовой техники и электроники Санкт-Петербурга до 57-60%. Значительное место в своих планах эти компании отводят именно компьютерной технике. В свою очередь, некоторые крупные игроки компьютерной розницы пытаются увеличить доходы за счет продаж бытовой техники. "Кей", например, активно осваивает торговлю телевизорами. "Сейчас разница между развитой компьютерной розницей и "бытовиками" все активнее размывается", — полагает Алексей Лукичев, коммерческий директор "Кея".

"Соответственно, такие крупные бытовые сети, как "Эльдорадо", вовлекли новый контингент покупателей. Тех, кто никогда не заходил в компьютерные магазины", — рассказал Сергей Синицын, руководитель департамента мобильной техники компании OCS. Елена Киреева в свою очередь считает, что "это не приход бытовых сетей на рынок ноутбуков, а скорее выход производителей ноутбуков с простыми моделями уровня "бытовой техники" в бытовые сети".

Тем не менее, рынок до сих пор еще не заполнен – в городе отсутствуют специализированные торговые центры по продаже компьютерного оборудования. Единственный похожий по формату молл-центр "Матрица", в ТК "Гулливер", еще очень далек от полного заполнения, как у московской "Горбушки". В текущем состоянии "Матрицу" ни один из опрошенных CNews участников рынка не считает серьезным конкурентом.

Мелкая компьютерная розница обречена

Одним из самых заметных событий на рынке петербургской компьютерной розницы в 2007 году стало прекращение деятельности компании "Рим" и переуступка прав на аренду 8 торговых площадок московскому ритейлеру "Стартмастер". В этом же году "Свега-компьютер" закрыла свои оставшиеся магазины и полностью сконцентрировалась на корпоративном сегменте и системной интеграции.

Эксперты отмечают, что акценты в конкуренции между игроками рынка компьютерной розницы смещаются в сторону повышения качества обслуживания. Речь идет о расширении спектра услуг для покупателей, увеличении предложения сопутствующих товаров и услуг (например, оплаты кредитов на покупку), что должно сократить временные затраты на покупку. Эти изменения в бизнес-модели доступны только для сетевого ритейла. Поэтому рыночная доля мелких игроков с каждым годом уменьшается (многие просто уходят с рынка).

По поводу перспектив выхода мелких фирм на рынок компьютерной розницы в Петербурге, мнения опрошенных CNews игроков разделились. По мнению Татьяны Валуйской, такая возможность еще существует, но это нерентабельно. Больше оптимизма в этом видит Елена Киреева: на рынке есть ниша, в которую крупные игроки никогда не пойдут — это продажи б/у техники и оказание сервисных услуг на высоком техническом уровне. Алексей Лукичев полагает, что порог входа на рынок Петербурга сейчас настолько дорогой, что он не под силу даже многим крупным игрокам. Яркий пример – приход в Петербург сети "Белый ветер цифровой". Упомянутые выше игроки петербургского рынка отмечают, что "Белый ветер цифровой" уже однажды был в Петербурге и был вынужден закрыться, "так как не смог предоставить местным покупателям ни широкого ассортимента, ни качественного обслуживания".

Торгово-развлекательная розница изменяет сознание

Современные специализированные магазины, торгующие компьютерной техникой, в 2007 году изменили свой формат. В прошлом году было построено 35 торговых центров, треть из которых имеют помимо традиционного ритейла, магазины компьютерной розницы или "бытовиков", продающих компьютеры и ноутбуки. Инна Ильина, руководитель отдела маркетинга Федеральной сети компьютерных центров Polaris, отмечает, что новые магазины компьютерной розницы открываются, как якорные арендаторы в торгово-развлекательных центрах, где наряду с компьютерным оборудованием продаются прочие промтовары и продукты. По сути дела, компьютер (как десктоп, так и ноутбук) и периферийные устройства к нему становятся в сознании потребителя точно таким же товаром, что и телевизор или сборная мебель.

Одной из главных причин этого является увеличение доли магазинов, торгующих готовыми компьютерами. По оценкам Сергея Синицына, руководителя департамента мобильной техники компании OCS, "федеральные бытовые сети занимают сейчас в среднем до 25-35% от максимального объема рынка, на компьютерную розницу приходится порядка 45-55%, оставшаяся доля приходится на корпоративный сегмент". Практически все подобные магазины имеют интернет-представительство, продажи через которые в 2007 году, по данным аналитической компании РАТЭК, составили порядка 8,3% от общей реализации компьютерной техники.

Тем не менее, аналитик "Финам" Владислав Кочетков полагает, что специализированная компьютерная розница вполне способна выжить в этих условиях, например, за счет более эффективного сегментирования аудитории (продажа более дорогой техники для пользователей с высоким уровнем требований, работа с корпоративным сегментом), а также развития различных монобрендовых проектов. Елена Киреева уверена, что компьютерная розница останется на рынке хотя бы потому, что есть сложные товары (например, ноутбуки), которые невозможно продавать исключительно ценой, не ориентируясь в трендах рынка и не оказывая квалифицированную поддержку. Тяжелее всего придется сетям, которые пытаются сейчас "размазать" профиль и максимизировать ассортимент, пытаясь организовать быстрые продажи дешевой техники и качественные продажи дорогой. Именно поэтому эксперты предполагают, что рынок не будет кардинально изменен в течение 2008 года — доля рынка специализированных магазинов не снизится ниже 30%.

Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS