Обозрение подготовлено

версия для печати
Петербург: 98% предприятий используют ПК

Петербург: 98% предприятий используют ПК

По уровню информатизации предприятий и организаций СЗФО занимает высокие позиции среди прочих округов, а его столица не сильно отстает от Москвы. В Петербурге персональные компьютеры в своей деятельности используют 98% предприятий, в СЗФО в целом – этот показатель всего немного ниже - 95% (для Москвы уровень в 100% уже достигнут).

В Петербурге показатель оснащенности предприятий и организаций локальными вычислительными сетями (ЛВС)1 составляет около 75%, а в СЗФО – этот показатель уже значительно ниже – около 62%. Очевиден прогресс по сравнению с прошлым годом, когда они составляли, соответственно, 70% и 55%. В этом отношении уровень информатизации компаний СЗФО можно считать вполне приемлемым – для Питера этот показатель не слишком ниже чем для Москвы (около 85% московских предприятий имеют ЛВС разного уровня сложности), а для регионов СЗФО он не ниже, чем в среднем по России (ЛВС разного уровня сложности используют чуть около 55% всех российских предприятий).

При этом нетрудно понять, что наличие у предприятия ЛВС является свидетельством внедрения информационной системы, увязывающей воедино работу разных функциональных подразделений, что говорит о более-менее высоком уровень использования ИТ, в пределе – является свидетельством внедрения на предприятии информационной системы класса ERP.

На это же указывает использование предприятиями ЭВМ более сложных типов, предназначенных для управления технологическими и бизнес-процессами. Эти показатели, однако, самые низкие – в Петербурге специализированные ЭВМ используют менее 20% предприятий (из числа крупных и средних), в СЗФО в целом – чуть более 10%. Ситуация в России в целом ровно та же (11%), Москва не намного обходит Питер по данному показателю (около 27%).

Уровень ИТ-активности предприятий Петербурга, СЗФО, Москвы и РФ в целом

Источник: CNews Analytics, 2008

На более-менее приемлемом уровне можно расценивать ситуацию с использованием компаниями электронных средств коммуникации и самопозиционирования – интернета, электронной почты, выделенных каналов связи и веб-сайтов компаний. Так, доступом в интернет обладают 66% региональных предприятий СЗФО и более 82% питерских предприятий, что в целом соответствует московским и среднероссийским показателям (63% и 91% соответственно). При этом электронную почту используют 85% питерских компаний и 68% компаний по СЗФО в целом.

Компаниям не хватает сайтов и call-центров

Несколько хуже ситуация с наличием у предприятий собственных веб-сайтов. Как правило, собственный веб-сайт компании говорит о ее включенности в систему высокотехнологичных электронных услуг (таких как электронная коммерция), свидетельствует о политике по развитию своего бренда, указывает на активную работу с потребителем, в значительной мере определяет возможности по привлечению инвестиций, в том числе иностранных и т.д. При этом лишь 51% питерских крупных и средних компаний имеют собственную страницу в Интернет, а по СЗФО в целом ситуация значительно хуже – 25% имеют собственный веб-сайт, что, впрочем, лучше ситуации по России в целом – лишь 21% российских предприятий имеет собственный веб-сайт.

На уровне прошлого года сохраняется обеспеченность компаний Северо-Запада выделенными каналами связи. По этому показателю СЗФО также имеет среднероссийские показатели (18-19% компаний имеют выделенные каналы связи), но С.-Петербург уступает российской столице (38% питерских компаний оснащены выделенными каналами связи, в Москве - 52% компаний).

Уровень проникновения ПК в различных регионах России

CNews Analytics, 2008. По данным Росстата

Наличие выделенных каналов связи – довольно важный показатель, свидетельствующий о развитии телекоммуникационной инфраструктуры региона, о поддержке компаниями высокотехнологичных видов деловой активности (системы электронного документооборота, взаимодействие с филиалами, партнерами, VIP-клиентами по системе видеоконференцсвязи, поддержка систем маркетинговых коммуникаций с клиентом через интернет, информационная работа с клиентом через услуги Call-центров и т.д.). Коммутируемый доступ делает все эти неотъемлемые атрибуты современного бизнеса невозможными. При всем этом именно показатель оснащенности компаний выделенными каналами связи является одним из самых низких – не только в СЗФО, но и в российской экономике в целом, большим исключением здесь не является пока даже Москва.

ПК идут в рост

По уровню оснащенности персонала компаний персональными компьютерами СЗФО демонстрирует неплохие результаты. В СЗФО данный показатель выше, чем в среднем по РФ (29 компьютеров на 100 работников).2 В Питере на 100 работников приходится в среднем 39 компьютеров - данный показатель существенно выше, чем для РФ в целом, но при этом заметно ниже, чем в Москве (почти половина рабочих мест в столице оснащена ПК). Среди областей СЗФО можно выделить ядро тех, для которых данный показатель выше, чем в среднем по России или сопоставим с ним – это Ненецкий АО, Калининградская область, Республика Коми, Вологодская и Мурманская области.

Показатели оснащенности персонала компаний персональными компьютерами с выходом в интернет значительно ниже – в С.-Петербурге на 100 человек работников приходится только 15 ПК (показатель прошлого года – 11 компьютеров на 100 работников), в СЗФО – 10 компьютеров на 100 работников (показатель прошлого года – 7), для большинства областей СЗФО данный показатель ниже общероссийского (менее 5-7 компьютеров с выходом в интернет на 100 работников).

ИТ-аутсайдеры внедряют больше CRM и ERP

Наконец, один из наиболее важных показателей, отражающих подлинный уровень информатизации экономики региона – это обеспеченность предприятий и организаций специализированными ИС, обеспечивающими управление ключевыми бизнес процессами – CRM, ERP и SCM-системы. Гибкая организация бизнеса, ориентированная не на прогноз состояния рынка, а на реальные информационные потоки, требует обеспечения максимальной коррелятивности между потоками данных и бизнес-процессами предприятия. Это означает, что гибкие инновационные фирмы оказываются чрезвычайно чувствительным к точности и скорости обработки поступающей информации. Для этого нужна система операции с данными, способная быстро рассчитать количество сырья и материалов, для удовлетворения собранных заказов, предоставить возможности сценарного анализа альтернатив производственных решений. Поэтому ключевым моментом развития предприятий в современных экономиках является информационное обеспечение внутренних бизнес-процессов, взаимодействий предприятия с поставщиками, то есть – внедрение современных систем комплексного управления предприятием - ERP-систем и систем управления цепочками поставок SCM. Вместо индивидуальных автономных систем управления в рамках отдельных организаций на передний план выходят системы, управляющие межкорпоративными связями, способные отслеживать стандартизировать действия агентов по всей цепи взаимодействий. Это ведет к значительному снижению транзакционных издержек и повышению гибкости предприятия.

Таким образом, в условиях гибкого производства, построенного на активном сетевом взаимодействии в нестабильной внешней среде, взаимодействие структурных подразделений предприятия и их координация все менее могут быть обеспечены традиционными средствами. Именно с этим связаны возрастающие расходы фирм на информационные технологии, которые становятся необходимым условием конкурентоспособности.

Индивидуализация спроса, его динамизм, создает для предприятий необходимость наращивания также клиентского капитала - смещение акцентов с производства обычных товаров и услуг на производство сложных социальных комплексов «продукт + потребитель + предпочтения», максимальное вовлечение потребителя в процесс создания продукта, обеспечение возможности улавливать индивидуализированные вкусы клиентов, и немедленно воплощать их в продукции. Сегодня эта задача неразрешима без привлечения информационных технологий, без создания специализированных баз данных клиентов, без систем мониторинга и обработки информации в реальном времени о состоянии рынка, без обеспечения мгновенной обратной связи с потребителем. Поэтому ядром клиентского капитала компании становится не просто стратегия работы с клиентом, но и ее информационное обеспечение, реализуемое сегодня в форме CRM-систем.

Уровень проникновения управленческих решений (ERP, CRM, SCM) в регионах России

CNews Analytics, 2008. По данным Росстата

Тем не менее, эти показатели для российских предприятий пока очень низки – в среднем по России тот или иной тип специализированных ИС внедрили пока не более 1,5-2,5% предприятий. С большим отрывом от основной массы российских предприятий по данному показателю идет бизнес российских столиц – в Петербурге CRM на настоящий момент внедрены у 4,5% предприятий 3 (чуть более 5%, если считать от всех предприятий, использующих в своей деятельности те или иные виды ИС). Лучше ситуация с ERP – они внедрены примерно у 7% питерских предприятий (около 7,8%, если считать от всех предприятий, использующих в своей деятельности те или иные виды ИС). Наименее популярны SCM-системы – соответствующие показатели по Питеру 0,8% (0,9%). Показатели по Москве примерно в 1,5 раза выше.

В целом по СЗФО CRM, ERP и SCM системами обеспечено, соответственно, 2.5%, 3.5% и 1.2% всех предприятий. Показатели несколько превышают среднестатистические по РФ, хотя и несущественно. Примечательно, что среди областей СЗФО в число лидеров по внедрениям промышленных ИС входят отнюдь не лидеры по затратам на ИТ. Так, например, в республике Коми и Вологодской областях при первенстве по уровню ИТ-затрат, доля предприятий, внедривших у себя комплексные ERP-системы составляет чуть более 2%, а в Мурманской области – менее 2%, тогда как для таких областей Северо-Запада как Карелия, не отличающихся высокими расходами на ИТ, данный показатель приближается к 4%, около 3% предприятий внедрили ERP в Ленинградской области и Архангельской областях, также не находящихся в числе лидеров по уровню ИТ-затрат. То же касается SCM-систем. Например, в Вологодской и Мурманской областях доля предприятий, имеющих автоматизированные системы управления цепочками поставок – одни из самых низких – около 0,5% от всех предприятий. И, напротив, самая большая доля предприятий, использующих SCM – в Калининградской области, являющейся аутсайдером по общему объему ИТ-затрат. Впрочем, для Калининграда особое внимание к SCM продиктовано, скорее всего, особостью географического положения.

1 Здесь под локальной вычислительной сетью мы понимаем соединение двух и более ЭВМ (возможно, разного типа), расположенных в пределах одного здания или нескольких соседних зданий, без использования для этого средств связи общего назначения.

2 При оценках уровня оснащенности персонала компаний персональными компьютерами следует учитывать, что данный показатель не может достигать 100% вследствие того, что значительная часть населения (от 50 до 70%) занята физическим трудом, не предполагающим использование персонального компьютера.

3 Без учета малых предприятий

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS