Проблемы управления в отечественном здравоохранении

Проблемы управления в отечественном здравоохраненииРазвитие здравоохранения как социально-экономической структуры происходит в прямом соответствии с экономическим и социальным развитием государства. В настоящий период особенно значимым для социально-политической жизни страны представляется переход к проектному методу организации развития и функционирования отраслей социальной сферы.

Содержание и ход выполнения приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения доступным и комфортным жильем, сельского хозяйства являются предметом пристального внимания органов власти всех уровней, обсуждаются в средствах массовой информации и в обществе. Здравоохранение, как одна из важнейших составляющих частей социальной сферы, не остается в стороне от этих процессов в виде реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Для управления социальными системами в России всегда были характерны классические приемы стратегического управленческого планирования. В период активной трансформации отечественной системы здравоохранения крайне актуальными является акцентирование на новых методах и современном понимании содержания государственного управления. В соответствии с изменяющимися условиями как самой системы, так и среды ее функционирования ставятся задачи модернизации механизма распределения финансовых ресурсов и принятия управленческих решений, способов финансирования, мотивации персонала различных уровней в системе здравоохранения России.

Качество медицинского обслуживания

В условиях модернизации сферы медицинских услуг и формирования новых взаимоотношений в системе здравоохранения  крайне актуальной становится проблема оценки качества медицинской помощи. Практически она решается специалистами здравоохранения и сотрудниками других заинтересованных структур различными методами, включающими оценку медицинской помощи по структуре и результатам ее оказания, стандартам, экспертным характеристикам, опросам и т.д.

Решением проблемы системного подхода в задачах экспертизы медицинской помощи является реализуемая в настоящее время система обязательного медицинского страхования (ОМС). Одним из эффективных методов обеспечения качества и эффективности взаимоотношений врача и пациента является такжеметод стандартизации медицинских услуг.

Стандартизация является не только средством управления качеством медицинской помощи, но и мерой повышения конкурентоспособности медицинских учреждений, а также важнейшим инструментом защиты прав пациентов. Стандартизация должна быть использована государством в качестве эффективного рычага воздействия на организации здравоохранения, в том числе обеспечить гарантии выполнения ими требований безопасности.

Обеспечение качества медицинской услуги подразумевает создание оптимальных условий взаимоотношений врача и пациента и включает в себя ряд методик. Метод лицензирования и аккредитации проводит экспертизу качества медицинской помощи по материальной и кадровой структуре ее оказания, регламентирует поведенческие аспекты в отношениях врача и пациента с точки зрения профессиональных возможностей производителя медицинских услуг. Метод определения степени удовлетворенности пациентов и, что немаловажно, удовлетворенности врача своей деятельностью реализует возможность описания морально-этических характеристик и требований, предъявляемых к врачу. Экономический уровень стандартов соответствует оценке качества по оптимуму стоимостных характеристик проведенных медицинских процедур, соответствующих потребляемой медицинской услуге. В определенной степени в области этого уровня устанавливаются денежные отношения между субъектами рынка медицинских услуг. Технологический подход предопределяет оценку качества по степени соответствия технологий медицинского труда определенным стандартам, обеспечивает в прикладном плане предоставление медицинской процедуры надлежащего качества.

И самое важное — оценка результативности. Характеристики отношений врача и пациента по степени результативности находятся в диапазоне от субъективного удовлетворения/неудовлетворения до формализованных объективных общепринятых критериев. Параметры данной системы стандартов позволяют оценить качество медицинской помощи в форме интегрированных характеристик достижения цели врачебной деятельности. Таким образом, категория «качество медицинской помощи» представляется динамической, а не статистической характеристикой.

Схемы финансового взаимодействия

Введение в России системы обязательного медицинского страхования вызвало к жизни специфические отношения между субъектами системы здравоохранения. Традиционные отношения врача и пациента, происходящие до того в системе государственного регулирования, стали характеризоваться рыночными отношениями. Смещение организации медицинской помощи на региональный уровень, изучение экономической эффективности систем здравоохранения, поиск моделей оптимального функционирования лечебных учреждений в новых условиях, обоснование денежных отношений между врачом и пациентом — главные цели модернизации финансовых отношений.

В системе ОМС экономические отношения между субъектами играют одну из первостепенных ролей. При этом финансовые возможности населения и государства для поддержания стабильного и высоко эффективного функционирования социальной системы объективно ограничены. Нахождение и применение оптимальных моделей оплаты медицинской помощи, в частности, разработка и апробация критериев и способов сочетания методов оплаты врачебного труда в соответствии с критериями качества медицинской помощи и состояния здоровья населения — крайне актуальная задача оптимизации функционирования систем медицинского страхования с точки зрения экономики.

Решение данной проблемы актуально не только в России, но и в ряде стран с традиционно экономически устойчивыми системами здравоохранения. Оно все более переносится с общегосударственного уровня на уровень конкретного лечебного учреждения, что позволяет решить проблему экономичного использования средств в конкретном медицинском заведении.

Информационные управленческие технологии

Решение задачи модернизации здравоохранения в государственном масштабе  предполагает комплексное использование компьютерных технологий. Контроль за выполнением такого масштабного проекта и эффективная обратная связь без компьютеризации на всех уровнях невозможны.

В настоящее время разработаны сотни медицинских компьютерных систем (более 7501). Однако внедрение этих систем в практическую врачебную практику происходит крайне медленными темпами. Главная причина этого, по мнению многих аналитиков, — отсутствие единой федеральной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на государственном уровне, и более конкретно — отсутствие концепции развития компьютеризации медицины и стандартов передачи данных и информационного обмена.

В тоже время, отсутствие прогнозируемого спроса на рынке медицинских компьютерных технологий приводит, с одной стороны, к снижению финансовых и трудоемких расходов на создание информационных медицинских систем (снижение качества технической документации, отказ от прохождения сертификации и т.д.), а с другой —  к неоправданному росту цен вследствие малотиражности, что в свою очередь не способствует популярности компьютерных систем. В результате, поскольку нет систематизированной информации о существующих системах, медицинские учреждения очень часто приобретают компьютерные системы далеко не лучшего качества, у «случайных» разработчиков, по необоснованным ценам.

В результате трансформации информационных технологий в управленческие и  внедрения современных систем электронного документооборота (СЭД) должно быть создано единое информационное пространство системы здравоохранения. Вся информация должна быть представлена и должна циркулировать в электронном виде. Рабочие места сотрудников медицинских учреждений и органов управления здравоохранением должны быть оборудованы персональными компьютерами и предназначены для ввода, обработки и получения информации, а персональные компьютеры должны быть подключены к локальным сетям, к региональным корпоративным сетям, а также иметь выход в интернет. Одновременно все медицинские учреждения должны иметь собственное представительство в интернете. Приоритетными направлениями развития информационных компьютерных технологий в здравоохранении являются развитие содержательного и технического аспекта компьютеризации. Необходим комплексный подход к обеспечению эффективности внедрения и развития автоматизированных информационных систем, организации защищенной системы электронного документооборота (СЭД).

Негативная динамика показателей здоровья населения, низкая доступность и качество гарантированной медицинской помощи явились предпосылками модернизации российской системы здравоохранения. В настоящее время она активно реформируется. При этом не обходится без ошибок и проблем. Тариф страхового взноса, а затем единого социального налога с первых дней не обеспечивают медицинским учреждениям возмещение расходов за оказанную медицинскую помощь. До настоящего времени, несмотря на ряд принятых документов, нет единой системы стандартизации в здравоохранении. Развитие российской медицины пока не обусловлено потребностями граждан как потребителей медицинской помощи. Однако национальная система здравоохранения находится на пути совершенствования. Процесс модернизации должен быть поэтапным, динамичным и непременно системным. Как результат — медицинская помощь может стать доступной и качественной.

Елена Баканова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS