Социальную сферу ждет тотальная информатизация

Социальную сферу ждет тотальная информатизация Реализация приоритетных национальных проектов ускорила процесс информатизации социальной сферы. Уже сейчас активным ходом идут ИТ-реформы в образовании, не отстают медицина, ЖКХ, АПК. ИТ-нововведения также коснулись строительства и некоторых отраслей сельского хозяйства. Однако большая часть мероприятий по внедрению ИТ все еще впереди.

Предлагаемые ИТ-компаниями информационные системы управления в различных отраслях, в том числе в медицине, образовании, области ЖКХ, социальном управлении, дают возможность модернизации механизмов управления, позволяют не только оперативно и обоснованно принимать решения, но и эффективно прогнозировать ситуацию, а сама информация становится понятной и удобной для восприятия. С помощью интерактивных технологий и сервисов можно осуществлять обработку фактической информации, взаимодействие с обслуживающими организациями, удаленный контроль и интерактивное взаимодействие всех участников процесса.

В настоящее время возможно расширение информационного управления до создания единой интегрированной управленческой системы государства, включающей в себя федеральные ведомства, региональные и местные органы власти, учреждения всех уровней и частные управляющие компании. Например, проекты информатизации медицинских учреждений предлагают не только внедрение в лечебных учреждениях электронных историй болезни, ведение электронного реестра оказанных медицинских услуг, персонифицированный учет медикаментов, но и формирование статистической и экономической документации в первичном звене и переход к электронному документообороту в регионе и даже в стране.

Информатизация — шаг к реформе социальной сферы

Необходимость внедрения ИТ в социальной сфере страны представляется очевидной. Сбор, обработка и анализ информации необходимы и для разработки адекватных политических решений в этой области, и для привлечения инвестиций, и для обеспечения контроля со стороны государства, и в конечном счете для создания сервисной модели государства, способной предоставить гражданам разнообразные социальные услуги.

Основным поставщиком информации для федеральных ведомств являются местные органы власти и первичное звено предоставления социальных услуг. От их способности обеспечить своевременное получение достоверной информации во многом зависит успешное решение глобальных задач, стоящих перед государством. Применение современных ИТ, позволяющих более эффективно хранить и обрабатывать все возрастающие объемы информации, предъявляет к техническим средствам для обработки этой информации более высокие требования. Однако оснащенность компьютерной техникой и информационными технологиями органов и учреждений социальной защиты населения, первичного звена медицинских и образовательных услуг и муниципальных органов власти до сих пор не соответствует решаемым задачам - компьютерный парк данных учреждений состоит из технических средств, находящихся на грани физического и морального старения. Важную роль прямой поддержки и финансирования развития элементов информационной инфраструктуры, имеющих социальное значение, должно сыграть государство.

В рамках реализации приоритетных национальных проектов для достижения поставленных целей также очевидна ведущая роль информационных ресурсов. На рынке информатизации медицинских, образовательных услуг, ЖКХ существует значительное количество систем, разработанных с учетом мирового опыта их использования. Однако опыт внедрения и распространения данных систем в нашей стране пока незначителен. Отсутствие фактического спроса на автоматизированные системы в социальной сфере аналитики связывают с отсутствием единой государственной политики в области информатизации, нерешенности вопроса о правовом статусе существующих информационных баз данных и ИТ-систем.

В национальных проектах в части государственной политики по реформированию жилищного строительства, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и развитию агропромышленного комплекса не рассматриваются услуги информатизации и автоматизации процессов, применения информационных технологий. В приоритетном национальном проекте "Здоровье" одним из основных направлений является "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью", однако затраты на информатизацию отрасли отдельной строкой не предусмотрены. Тем не менее, работа в данном направлении уже ведется, хотя и носит скорее локальный характер.

Проектами предусмотрены меры по расширению доступности для граждан медицинских, образовательных и других социальных услуг, основанных на современных информационных технологиях. Осуществляется поставка и обновление технических средств как централизованно — из федерального бюджета, так и самостоятельно — региональными и муниципальными властями. В рамках проекта "Образование" важными мероприятиями становятся разработка и размещение в открытом доступе в интернете информационных образовательных ресурсов, укомплектование школьных компьютерных классов (не менее 2 500 ежегодно), подключение школ к сети интернет (по 10000 ежегодно), приобретение компьютерного оборудования и поставка его в общеобразовательные учреждения. Все это позволит создать техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.

Информационная система — часть системы управления

Перспективы развития социальной сферы связаны с ее информатизацией и технологизацией, с использованием информационных технологий при решении задач государственного управления. Отраслевые системы информационного обеспечения управления в России пока находятся в стадии становления. Внедрение электронной системы информационного взаимодействия позволит объединить существующие базы данных в органах здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты и других структурных подразделениях социальной сферы. Разработка единой информационной системы требует интеграции на единой платформе всех существующих в первичном звене информационных систем. При этом в первую очередь необходимо создание адекватной законодательной базы и обеспечение технологическими ресурсами.

Будущее информатизации за системами, объединяющими учреждения первичного звена, территориальные органы управления и территориальные отделения управляющих компаний. Широкие возможности представляет разработка решений, основанных на интернет-технологиях и единой системе электронного документооборота, интегрированной с этими решениями. Именно в таком направлении в развитых странах развиваются информационные системы, обслуживающие крупные географически распределенные структуры.

В России в настоящий момент развивается несколько интересных проектов в данном направлении. Мининформсвязи предлагает принять новый стандарт, который позволил бы еще на этапе строительства обеспечивать возводимое жилье современной инфраструктурой, с помощью которой в дальнейшем можно обеспечить контроль энергопотребления, тепла и т.д. Создание единой универсальной социальной карты гражданина Российской Федерации может стать базовой опорой для предоставления множества социальных сервисов: от широко используемой уже оплаты проезда на всех видах транспорта до расчета за жилищно-коммунальные услуги. В Пензенской области с 2005 года реализуется областная межведомственная программа создания единого информационного пространства в области здравоохранения. В регионе внедрена телемедицинская сеть, которая позволила объединить 26 центральных районных больниц и обеспечить их специалистам консультации 6 ведущих клиник по 40 профилям. Внедряется видеоконференцсвязь, к которой в настоящий момент подключены 6 лечебно-профилактических учреждений.

В качестве основы разработки информационных решений и баз данных в области ЖКХ специалисты называют существующую в настоящее время систему расчетно-кассовых центров (РКЦ), которые встроены в информационную инфраструктуру и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов Федерации. В 2007 году был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Кроме нормативно-правовой базы, в данном направлении необходимо создание и технологической базы, способной обеспечить возможность контроля над расходованием и экономией энергоресурсов как конечными пользователями, так и управляющими компаниями.

Информационные системы позволяют государству прежде всего быть в курсе проблем, возникающих у населения, и оперативно решать их, а гражданам, в свою очередь, обеспечить доступ к информации о деятельности органов государственной власти и условиях для интерактивного информационного взаимодействия с ними. Благодаря развитию информационных технологий и процессам модернизации государства в последние годы радикально изменились подходы к решению задач социального управления. Достижение целей повышения эффективности управления социально-экономическим развитием, обеспечения контроля над расходованием и экономией энергоресурсов, учета нуждающихся в оказании социальной помощи, предоставления льгот различным категориям граждан, прогнозирования в области социальной политики — вопросы, которые возможно эффективно решать с помощью ИТ.

Благодаря национальным проектам процесс модернизации затронул отрасли сельского хозяйства, строительства, системы образования и здравоохранения, сферу государственного управления. При этом своевременность доступа и получения информации становится чрезвычайно важным фактором эффективности принятия ключевых управленческих решений. Обладание информацией — точными, достоверными данными о предмете деятельности — все чаще выступает залогом успеха в самых различных начинаниях. Информационное обеспечение приоритетных направлений государственной политики приобретает особую значимость, так как является важным фактором успеха проводимых экономических реформ и социально-политических преобразований.

Елена Баканова / CNews

Александр Кутузов: Применение отлаженных методик управления проектами позволит госучреждениям повысить эффективность проектной деятельности в национальных масштабах

Александр КутузовНачало реализации приоритетных национальных проектов в России ознаменовало собой новый этап развития системы государственного управления. Впервые в стране при реализации государственных программ применяется проектно-ориентированный метод планирования и контроля исполнения национальных программ. Об особенностях и преимуществах такого подхода к управлению, накопленном опыте и возможностях его применения в рамках приоритетных национальных проектов в интервью CNews рассказал Александр Кутузов, управляющий партнер компании PM Expert (входит в группу компаний АРМАДА).

CNews: В 2006 году в России началась реализация приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, ЖКХ и сельского хозяйства. Реализация проектов такого масштаба предполагает не только значительные финансовые вливания, но и грамотно организованное управление ходом работ на всех этапах. Именно отсутствие грамотного управления часто является основной причиной неудач в этой области. Какие моменты в процессе реализации масштабных проектов государственного уровня являются, на ваш взгляд, ключевыми?

Александр Кутузов: Специфику эффективного управления национальными проектами определяет их комплексность, многогранность, бюджетность, долгосрочность. Аналогами нацпроектов можно считать портфели проектов в бизнесе крупных организаций. Когда разрозненных, одинарных проектов, преследующих цели тактического и операционного уровня, становится много, для получения более значимых бизнес-выгод проекты объединяются в программы. В составе программ проекты взаимоувязываются между собой так, чтобы при их успешной реализации достигались цели надоперационного, верхнего уровня, недоступные при реализации этих проектов по отдельности. Для получения более глобальных преимуществ и превосходств (в отрасли, бизнесе) программы проектов объединяются в портфели, преследующие достижение целей уже последнего, стратегического уровня.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS