Обзор подготовлен

версия для печати
Леонид Соболев

Леонид Соболев:

К концу 2010 г. рынок ИТ-услуг вплотную подошел к фазе роста

На вопросы CNews ответил заместитель генерального директора по консалтингу компании «Ситроникс ИТ» в России Леонид Соболев.

CNews: Какие изменения вы наблюдаете на российском рынке ИТ-услуг в контексте глобальных перемен в экономической ситуации?

Леонид Соболев: На мой взгляд, с начала 2010 г. основным изменением на рынке ИТ-консалтинга является плавный возврат «на круги своя», то есть - к докризисным тенденциям. Экономический рост дает импульс для возобновления ранее «замороженных» проектов и более активного инвестирования в развитие собственных ИТ-систем и использования ИТ-сервисов от внешних поставщиков.

В числе тенденций, продиктованных внутренними потребностями компаний, заметно повышение уровня востребованности ERP-систем. Прежде всего - за счет надстройки в виде приложений, позволяющих осуществлять построение наглядной и удобной управленческой отчетности, необходимой для принятия высокоуровневых решений. Стоит отметить, что фундамент ERP уже сформирован практически на всех крупных предприятиях бюджетообразующих отраслей. Этот фундамент будет оптимизироваться и развиваться за счет дополнительных систем и приложений более узкого профиля.

К тенденциям, появлению которых рынок обязан внешним обстоятельствам, относится рост спроса на системы управления взаимоотношениями с клиентами со стороны финансовых структур. Вступление России в ВТО диктует потребности в соответствии международным стандартам в сфере управления бизнес-процессами. Это приводит к увеличению спроса на CRM-системы, лидирующие в глобальной финансовой индустрии. Стремление к повышению конкурентоспособности и совершенствованию работы с клиентами, в свою очередь, поднимает вопрос о расширении классической функциональности CRM-систем за счет решений класса BPM.

В качестве резюме по рыночным изменениям: глобальной тенденцией российского рынка ИТ-услуг я бы назвал наметившийся переход от автоматизации оперативных бизнес-процессов к автоматизации стратегии управления бизнесом.

CNews: Ослабело ли за последний год влияние рецессии на потребление ИТ-сервисов в России, на ваш взгляд? Можно ли говорить о возврате данного рынка к докризисным объемам?

Леонид Соболев: В масштабе всего рынка ИТ-услуг, пожалуй, можно говорить о том, что влияние экономического спада постепенно сходит на нет. Реализация отложенного спроса и перераспределение бюджетных средств в пользу проектов, дающих быструю отдачу - как с точки зрения решения насущных бизнес-задач, так и по срокам возврата инвестиций - позволили рынку достаточно быстро «оттаять» и к концу 2010 г. вплотную подойти к фазе роста. Докризисный объем этого рынка пока не достигнут, но, полагаю, что со следующего года сегмент ИТ-сервисов продемонстрирует стремительный рост. По нашим оценкам, в 2010 г. росту рынка ИТ-услуг составил не более 10%, но уже с 2011 г. эта цифра, как минимум, удвоится.

Что касается «Ситроникс ИТ», то наша «просадка» по итогам кризисного 2009 г. была не столь значительной (сокращение выручки составило менее 4,5% – прим.ред.). Поэтому ослабление рецессии для нас не столь существенно. Мы сумели правильно перегруппировать бизнес-приоритеты в кризис, сделать верные ставки на развитие направления таких направлений, как BI, аналитические подсистемы в CRM, IDM, EPM и BPM. Это позволило нам уверенно чувствовать себя как в 2009 г., так и в 2010 г., когда успешно завершился ряд референсных проектов, благодаря которым мы смогли тиражировать полученный опыт и существенно расширить пул отраслевых заказчиков.

CNews: Какие отрасли российской экономики доминировали в 2009-2010 гг. с точки зрения уровня потребления ИТ-услуг? Какие факторы этому способствовали?

Леонид Соболев: Проникновение ИТ определяется уровнем зрелости той или иной отрасли с точки зрения понимания ИТ как инструмента, влияющего на эффективность бизнеса. В авангарде – компании с максимальным уровнем автоматизации ключевых бизнес-процессов. К таковым относятся телекоммуникационный и банковский секторы, постепенно «подтягивается» розница. В 2010 г. мы развивали два крупных проекта по внедрению решений Oracle в ГК «Детский мир» и розничной сети МТС.

В уходящем году мы впервые вышли с решением для планирования, бюджетирования и консолидации в аграрный сегмент, где уровень проникновения ИТ традиционно невысок в силу специфики самого бизнеса.

Мощным локомотивом для развития ИТ-сервисов и увеличения их доли в отрасли ИКТ постепенно становится государственный сектор. С одной стороны, взят курс на модернизацию и внедрение инновационных технологий, с другой – уже невозможно эффективно управлять государственными информационными системами «по-старинке». Эти факторы в ближайшем будущем будут определять спрос государственных организаций на услуги ИТ-консультантов.

CNews: Как изменились требования заказчиков к ИТ-консультантам? По-прежнему ли известность компании и цена предложения являются определяющими факторами при выборе ИТ-партнера?

Леонид Соболев: Требования заказчиков ко всем сервисным компаниям в посткризисный период только возросли. ИТ-консалтинг – не исключение. Заказчик ИТ-услуг образца 2010 г. хочет получить проект более высокого качества за разумные деньги. Период экономического спада воспитал требовательного клиента, который вдумчиво принимает решение о внедрении, сравнивает «пилоты», тщательно просчитывает и анализирует любые инвестиции в ИТ.

Что касается факторов принятия решения о сотрудничестве с тем или иным поставщиком, то таких аргументов, как репутация компании на рынке и количество успешных внедрений никто не отменял. Качество внедрения определяется не только качеством самого решения, но и качеством интеграции платформы с уже функционирующими в ИТ-инфраструктуре заказчика системами и приложениями. А это напрямую зависит от уровня компетенций и экспертных знаний компании-партнера.

Цена же при выборе ИТ-консультанта зачастую превалирует в том случае, когда речь идет о бизнесе средних масштабов. В сегменте enterprise критичным фактором всегда было и остается качество оказываемой услуги и четкое выполнение требований заказчика.

CNews: Какие новые ИТ-услуги появились в портфеле вашей компании за последний год? Чем был обусловлен ваш интерес к развитию этих направлений?

Леонид Соболев: Новой в нашем «портфеле» является услуга по внедрению автоматизированного управления грузоперевозками и логистикой на базе решений Oracle. Она позволяет компаниям наиболее эффективно решать товарно-транспортные задачи за счет планирования и оптимизации маршрутов по заданным параметрам перевозки груза, срокам, объемам и др. Это дает возможность достичь более высоких качественных показателей благодаря сокращению бумажного документооборота и сроков обработки данных. Интерес объясняется просто: в условиях экономии компании задумались о более глубоком анализе операционных издержек. Для многих стала очевидной необходимость поиска новых способов формирования добавленной стоимости у управления цепочками поставок.

Также с начала года мы существенно усилили направление BI. Сейчас активно занимаемся проектами в области внедрения систем класса Identity Management.

CNews: Расскажите о последних проектах, включающих существенную сервисную составляющую? В чем состояли особенности реализации этих проектов?

Леонид Соболев: В числе таких проектов я бы отметил внедрение Oracle Hyperion в розничной сети МТС. Проект был реализован в максимально короткие сроки, что позволило оптимизировать бюджет и получить быструю отдачу от внедрения. Менее чем за три месяца нами была создана система бюджетирования и финансового контроля, охватившая свыше 2 тыс. торговых точек сети в 526 городах всех федеральных округов России. В рамках проекта система Oracle Hyperion Planning была интегрирована с корпоративной информационной инфраструктурой розничной сети МТС. В частности, была обеспечена оперативная передача бюджетных лимитов из Oracle Hyperion Planning в систему «1С», была выполнена доработка «1С» для формирования необходимых документов.

Также стоит упомянуть о проекте внедрения системы Oracle Waveset в «Комстар-Директ», 100% дочерней компании «Комстар-ОТС», предоставляющей в Москве услуги широкополосного высокоскоростного доступа в интернет и цифрового интерактивного телевидения под брендом «МТС Стрим». Основными целями создания автоматизированной системы управления учетными записями в «Комстар-Директ» были стандартизация и унификация бизнес-процессов, обеспечение безопасного доступа пользователей к информационным ресурсам и усиление контроля за ведением учетных записей в подразделениях оператора. На этапе предпроектных работ мы выполнили масштабный анализ существующих бизнес-процессов оператора, алгоритмов формирования атрибутов учетных записей, парольных политик, а также информационных систем для последующей интеграции с Oracle Waveset. Для «Комстар» важно было, чтобы внедрение системы велось в фоновом режиме, не приводило к задержкам в работе пользователей. В наши задачи также входило создание механизмов уведомлений и отчетности, включение в IDM данных о принятой в компании ролевой модели разграничения доступа, синхронизация существовавших до внедрения IDM учетных записей с новой системой, исключение дублирования и удаление учетных записей, не имеющих владельца.

В результате специалисты «Ситроникс ИТ» обеспечили централизованное выполнение корпоративных политик «Комстар-Директ» в части управления правами доступа сотрудников к информационным системам. Успешная реализация проекта позволила повысить уровень защищенности информационных ресурсов, снизить риск несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, а также обеспечить выполнение ряда требований российского законодательства в области информационной безопасности, в том числе, связанных с защитой персональных данных.

CNews: Какие ИТ-услуги будут пользоваться наибольшим спросом отечественных заказчиков в ближайшей перспективе?

Леонид Соболев: Интенсивное восстановление экономики и бизнеса приведет к усилению борьбы за клиента и росту конкуренции. На мой взгляд, основным конкурентным «оружием» по-прежнему будет оставаться качество технической экспертизы и пресейла, способность создавать инновационные решения на базе продуктов мировых вендоров под задачи конкретного заказчика.

Получат развитие основные тренды сервисного бизнеса – это переход к клиенториентированной стратегии и рост спроса на качественную бизнес-аналитику для принятия управленческих решений. При этом основной задачей для бизнеса станет поддержка и развитие существующих систем, в частности, за счет дополнительных аналитических модулей. В этой связи, на мой взгляд, в ближайшей перспективе особым спросом будут пользоваться инструменты BI. Этот рынок уже сейчас показывает хорошую динамику: массовый заказчик все активнее присматривается к решениям, которые позволяют сделать бизнес более эффективным. Об избытке кадров у вендоров говорить не приходится, но в отдельных компаниях-интеграторах сформированы достаточно сильные команды, что дает возможность делать оптимистичные прогнозы в отношении развития рынка BI в нашей стране.

Также положительную динамику будет демонстрировать сегмент ИТ-аутсорсинга: по прогнозам, объем этого рынка может вырасти на 10-15% по итогам 2010 г. Это связано с сохраняющимся интересом бизнеса к ИТ-аутсорсингу как способу оптимизации издержек. По нашим прогнозам, объем услуг ИТ-консалтинга будет расти с той же скоростью или чуть медленнее – рост составит примерно 5% в год.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS