[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
Рынок ИТ-консалтинга затормозит нехватка специалистов?

Рынок ИТ-консалтинга затормозит нехватка специалистов?

Спрос на ИТ-консалтинг в России продолжает расти по мере усложнения используемых решений и увеличения ИТ-бюджетов корпоративного и государственного секторов экономики. На этот рынок сегодня оказывает влияние целый ряд факторов — позитивных и негативных. Но все больше игроков склоняются ко мнению, что если удастся преодолеть главную проблему — дефицит высококвалифицированных кадров, то все остальные риски не окажут на динамику существенного влияния.

ИТ-консалтинг, включая разработку заказного ПО, стал, по данным IDC, крупнейшим сегментом российского рынка ИТ-услуг в 2006 году, с долей более 30%. Наибольшие затраты в вертикальном разрезе были отмечены в финансовом (21,2%), телекоммуникационном (14,9%) и производственном секторах (11,2%). В IDC отмечают, что российский рынок ИТ-услуг пока еще сильно фрагментирован, однако ситуация в последнее время быстро меняется. Причины слияний и поглощений более чем понятны: крупные игроки смогут предложить комплексные услуги, взяться за выполнение более масштабных проектов, привлечь западные инвестиции. Самые громкие примеры слияний — это Epam Systems и Vested Development, IBS и «Борлас», «Систематика» и TopS BI. Аналитики считают, что процесс консолидации в ближайшие годы продолжится и будет способствовать «взрослению» рынка ИТ-услуг.

Требования отечественных заказчиков в последние годы стали более осмысленными и сложными. Значимость информации как корпоративного ресурса для многих российских компаний финансового сектора, операторов связи, государственных структур, предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей, в последние несколько лет значительно возросла. Это стимулировало компании к внедрению решений для поддержки непрерывности бизнеса и связанных с ними услуг. Усложнение бизнес-процессов требует дополнительного консалтинга. А консолидация в промышленной, например, или в финансовой отраслях обуславливает необходимость крупных интеграционных проектов. С ростом затрат на содержание внутренних ИТ-подразделений растет и спрос на аутсорсинг.

В прогнозируемый пятилетний период (до 2011 года) рост экономики, широкомасштабные государственные инфраструктурные проекты, а также выход в регионы операторов связи и финансовых структур будут стимулировать, по ожиданиям аналитиков, рост затрат на ИТ-услуги. Успешную работу игроков этого рынка в долгосрочной перспективе можно будет обеспечить за счет привлечения и удержания квалифицированных специалистов.

«Непрозрачный» рынок оценке не поддается?

Комментируя оценки аналитиков, эксперты, опрошенные CNews в целом согласны с приведенными рыночными трендами. Однако объемы рынка ИТ-консалтинга остаются, по их мнению, спорным вопросом, особенно с учетом того, что этот ИТ-сегмент наиболее сложен в «подсчете». Заместитель генерального директора компании ISG Борис Харас считает, что с любой оценкой рынка можно спорить. «Например, граница между ИТ-консалтингом и управленческим консалтингом сильно размыта, — говорит он. — Другой сложный момент состоит в том, что ни одно внедрение ERP или CRM-систем не обходится без активного участия бизнес-аналитиков и управленческих консультантов. И было бы неверно относить этих экспертов к ИТ-консультантам, к ним я, скорее, причисляю специалистов, оказывающих услуги по внедрению инфраструктурных решений».

Менеджер по продвижению услуг консалтинга информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Олег Слепов призывает к приведенным IDC цифрам и фактам относиться с осторожностью: ведь сами авторы отмечают, что в связи с непрозрачностью российского рынка и отсутствием полноты данных о заключаемых контрактах оценка рынка является крайне затруднительной. «Что касается тенденций развития российского рынка, то они аналитиками IDC определены верно, — говорит г-н Слепов. — Необходимо отметить, что усложнение бизнес-процессов не только порождает крупные проекты по системной интеграции, но и требует дополнительных консалтинговых услуг. Это приводит к значительному росту спроса на услуги консультантов. В то же время, российский рынок консалтинговых услуг в скором времени ждет серьезная проблема — отсутствие квалифицированных кадров, и эта тенденция, на мой взгляд, правильно подмечена экспертами».

«Методикам IDC мы доверяем, но весь вопрос в качестве данных, предоставляемых ИТ-компаниями для исследования, — говорит директор департамента ИТ-консалтинга компании «АйТи» Александр Дубина. — Сами интеграторы зачастую не могут правильно выделить стоимость консалтинга из своих проектов». Он предполагает, что  этот сегмент будет расти на 16-25% ежегодно. Исполнительный директор «ТехноСерв А/С» Юрий Баев также считает, что в среднесрочной перспективе консалтинговый рынок будет демонстрировать довольно хорошие темпы роста. Более того, структура российского ИТ-рынка постепенно будет трансформироваться по аналогии с западными рынками, где значительную долю выручки компаний формируют сервисные контракты.

ИТ-«продвинутость» заказчиков становится катализатором

По мере повышения среднего уровня ИТ-информированности менеджмента компаний-клиентов спрос российских заказчиков на консалтинговые услуги трансформируется. Однако у игроков рынка нет опасений, что более «продвинутые» в вопросах ИТ заказчики перестанут со временем нуждаться в их услугах. Г-н Харас уверен, что рост осведомленности заказчиков в вопросах использования ИТ не несет для поставщиков ИТ-услуг угрозы «остаться без куска хлеба». «С повышением информированности заказчиков наблюдается тенденция ухода от «самописных» и «доморощенных» систем к коммерческим продуктам, — рассказал он CNews. — Обычно для внедрения коммерческого продукта приглашают внешних консультантов- экспертов в области конкретных информационных систем. Соответственно, растет спрос на профессионалов в области их внедрения и эксплуатации».

Руководитель группы организации управления ИТ-сервисами компании «Инфосистемы Джет» Наталья Варачева также не высказывает опасений по поводу такой потенциальной угрозы. По ее мнению, ИТ-консультанты не только не останутся «без куска хлеба», но и «будут есть его с маслом». «С ростом уровня ИТ-информированности у заказчиков появляется понимание места и роли ИТ в бизнесе компании и той ответственности, которую несет бизнес-руководство за «закрытую» для них в прошлом сферу деятельности, — отметила она. — Именно это понимание позволяет вовлечь бизнес-подразделения в решение задач по развитию ИТ на благо бизнеса». По мнению г-жи Варачевой, наличие у заказчиков более глубоких знаний в определенной предметной области, например, в области проектирования информационных систем, в вопросах управления ИТ-службой или обеспечения информационной безопасности приводит к росту потребностей. Возникают новые, более детальные и точные вопросы. Руководству компаний становится понятно, какие ИТ-задачи можно решать силами собственных специалистов, а какие — отдать консультантам. Заказчик знает, какой результат он хочет получить, сотрудничая с консультантом: есть четкое представление списка услуг и требований к их качеству, возможных рисков.

«Не заметил, что информированные ИТ-менеджеры «отнимают хлеб» у консультантов, хотя некоторые компании переманивают консультантов из ИТ-компаний к себе в штат, — подтверждает мнение коллег Александр Дубина. — ИТ-консультанты в любом случае будут необходимы, поскольку внедрение требует формализации знаний, использования чужого опыта, наработанных методик, практик, нужен и взгляд со стороны. Держать в штате консультантов, «формализаторов знаний» компаниям не выгодно, поскольку их опыт требуется лишь в рамках реализации проектов».

Г-н Баев, в свою очередь, отмечает, что потребность в консалтинговых услугах в последние  годы становится более комплексной. Клиенты хотят с участием консультанта не просто внедрить специализированное ПО, но и провести реорганизацию бизнес-процессов компании. «С другой стороны, появляется все больше проектов в области «чистого» консалтинга — аудит ИТ, разработка ИТ-стратегии, не связанных напрямую с поставкой и интеграцией оборудования и приложений, — говорит он. — Заказчики достаточно четко осознают свои потребности в ИТ-консалтинге, однако это приводит не к падению спроса на услуги консультантов, а к более целенаправленному подходу при их выборе».

Наиболее востребованные услуги ИТ-консультантов

Большинство экспертов, опрошенных CNews, отмечают, что значительную долю рынка ИТ-консалтинга по-прежнему занимают консалтинговые проекты в рамках внедрения ERP-систем. По словам Александра Дубины, это обусловлено тем, что внедрения ERP-систем и других «тяжелых» информационных систем наиболее тесно связаны с бизнес-целями компаний. «Кроме этого, востребован консалтинг при переходе к аутсорсингу ИТ-сервисов, подготовке процессов к передаче на аутсорсинг, — говорит он. — Думаю, к концу десятилетия будет лидировать по востребованности консалтинг в рамках внедрения BI-приложений».

Г-н Харас считает, что помимо внедрения ERP, которое по-прежнему доминирует с точки зрения объемов полученной выручки, в число наиболее востребованных консалтинговых направлений входят отраслевые прикладные ИС, которые активно завоевывают рынок. «Так, в телекоме можно говорить о повышенном спросе на внедрение OSS-решений, — отмечает он. — CRM-бум ожидается в ближайшее время. Кроме того, активно растут внедрения аналитических и CPM-систем».

Кроме того, в последнее время наблюдается рост популярности консалтинга в сфере информационной безопасности. Руководитель группы системной архитектуры компании «Инфосистемы Джет» Андрей Шапошников отмечает, из практики, что в области ИБ лидируют услуги по созданию комплексной системы ИБ с учетом стратегии развития организации, а в сфере построения ИТ-инфраструктуры в целом — проведение ИТ-аудитов, разработка концепции развития ИТ-инфраструктуры и модернизации информационных систем в соответствии с бизнес-требованиями компании.

«Но сейчас наблюдается и другая тенденция: в связи с высокими темпами роста бизнеса, развития информационных систем, увеличения количества задач, стоящих перед ИТ-службой, заказчику необходимо иметь возможность задать вопрос консультанту и получить помощь в его решении оперативно, по мере возникновения своей потребности, — говорит он. — Возникает новая форма консалтинга — поддержка принятия решений ИТ-службой при решении бизнес-задач. Такая форма возможна только в случае, когда компания-консультант становится стратегическим партнером для своих заказчиков. Она знает, какие изменения у заказчика должны произойти. Умение быстро и эффективно оказать необходимую помощь в нужный момент от консультантов требуется все чаще».

Изменит ли рынок консалтинга консолидация сектора?

Директор департамента ИТ-консалтинга компании «АйТи» Александр Дубина убежден, что рынок консалтинга в дальнейшем будет становиться все более зрелым, структурированным, профессиональным. Возможно, в будущем консалтинговый рынок будет более сегментированным, а предложения консультантов — более определенными и конкретными. «Часть ИТ-консультантов отойдет от ИТ в сторону управленческого консалтинга, бизнес-моделирования, поскольку эти услуги становятся все более востребованными, — считает он. — Рост стоимости услуг консультантов, пожалуй, может быть более сдержанным в сравнении с ростом стоимости других составляющих стоимости крупных внедренческих проектов».

Г-н Баев уверен, что консолидация ИТ-рынка подтверждает тезис востребованности комплексных ИТ-проектов. «Слияния интеграторов с консалтинговыми компаниями или поглощения нишевых узкоспециализированных консультантов способны существенно укрепить позиции на рынке, — говорит он. — Вместе с тем вряд ли стоит говорить о прямом влиянии данных процессов на ценовую политику». В том, что текущая консолидация рынка не отразится на ценовой составляющей услуг, убежден и г-н Харас. «Конкуренция по-прежнему велика, очевидна тенденция к специализации различных игроков рынка на различных сервисах, — рассказал он CNews. — При этом заметен тренд развития услуг управленческого консалтинга у ведущих игроков российского ИТ-рынка».

Впрочем, мнение о начавшейся консолидации на рынке ИТ-услуг  разделяют далеко не все эксперты. В компании «Инфосистемы Джет» CNews рассказали, что консолидация рынка, о которой говорит IDC, является на настоящем этапе лишь перераспределением усилий основных игроков. «Крупные компании в стремлении сформировать полный пакет услуг по консалтингу стараются восполнить недостающие части за счет покупки или поглощения других компаний, — убеждены наши собеседники. — В целом же российский рынок консалтинга находится на начальной стадии своего формирования». Если вчера консалтинговые услуги предлагали только «большая четверка» и пара крупных ИТ-интеграторов, то сегодня на рынке появилось много более мелких игроков-консультантов, которые специализируются в определенной предметной области. Повышается конкуренция, что приведет к стабилизации цен, а также к более взвешенной ценовой политике ведущих игроков рынка консалтинга.

Решения, определяющие развитие рынка ИТ-консалтинга

Спрос на решения по интеграции данных и прикладных систем будет активно расти в ближайшие несколько лет; соответственно, будет расти и спрос на консультантов в данной области. Впрочем, не только эти решения будут определять развитие консалтингового рынка в России.

Г-н Слепов в беседе с CNews отметил, что на развитие консалтинга в области ИТ-инфраструктуры наибольшее влияние оказало появление технологий виртуализации и консолидации данных: «Услуги по построение решений на их основе являются сейчас одними из самых востребованных». В области ИБ существенным прорывом, по его мнению, стало появление стандартов, описывающих требования к системе управления информационной безопасностью. Это позволяет построить функциональную комплексную систему, защищающую критически важные бизнес-процессы и обеспечивающих их ИТ-сервисы, сделать ИБ прозрачной, вовлечь в процесс обеспечения безопасности руководство и сотрудников бизнес-подразделений компании. «Кроме того, на развитие ИТ-консалтинга в целом, должно оказать влияние развитие технологий связи, которые позволят приблизить услугу к месту ее предоставления, — говорит г-н Слепов. — Сейчас основные компетенции сосредоточены в центральных городах и выезд московского консультанта, на место к заказчику — распространенная ситуация. Появление возможность эффективного удаленного взаимодействия между заказчиком и консультантом будет являться своеобразным прорывом, будет способствовать развитию ИТ-консалтинга».

По мнению Александра Дубины, наибольшее значение для развития рынка ИТ-консалтинга окажет рост доступности BI-приложений, средств бизнес-моделирования. Теперь выкладки ИТ-консультантов можно проверять с помощью этих средств. Он также отмечает, что сейчас по-прежнему растет спрос на консалтинг по внедрению «тяжелых» информационных систем, по организационной подготовке к внедрению, по построению инфраструктуры. Причем спрос на подобные услуги со стороны средних производственных, крупных ритейловых, логистических компаний стал «догонять» нефтянку и металлургию, отмечается также некоторое оживление в машиностроении.

Г-н Баев подчеркивает зависимость ИТ-решений, повлиявших на рынок ИТ-консалтинга, от отраслевой специфики. «В настоящее время лидирует внедрению ИТ финансовый сектор, — отмечает он. — Сегодня там как никогда востребованы комплексные CRM-решения, существенно повышающие конкурентоспособность организации и лояльность клиентов. Поэтому одним из основных направлений развития рынка будет консалтинг в области CRM».

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS