версия для печати

Елена Мамышева

Елена Мамышева:

Региональные и муниципальные органы власти готовы к «электронному правительству» - необходимы только деньги

На вопросы CNews ответила председатель совета директоров компании «Системы и проекты» Елена Мамышева.

CNews: В течение прошедшего года президент России Дмитрий Медведев дважды проводил крупные совещания, посвященные информационно-коммуникационному развитию страны. В стране существуют регионы, имеющие реальный опыт реализации таких задач. Например, в Москве на протяжении нескольких лет реализуется программа «Электронная Москва». Расскажите подробнее о содержании и этапах работ, которые ваша компания проводила в Москве.

Елена Мамышева: Программа «Электронная Москва» реализуется в столице с 2003 года, и наша компания является самым активным ее участником. Я всегда входила в состав рабочих групп, которые формировали эту программу, а наша компания принимала участие в конкурсах на выполнение работ. Это связано с тем, что «Системы и проекты» обладает достаточно высокой компетенцией в области работ, которые происходят при автоматизации системы городского управления.

Наша компания была организована на базе Института развития Москвы — первого акционерного общества, образованного в 1990 году распоряжением Гавриила Попова. С этого момента и до настоящего времени мы работаем в области автоматизации деятельности городских структур, поэтому опыт такой деятельности у нашей компании значительный.

Скакими сложностями нам приходилось сталкиваться, какие проблемы решать? Одной из основных задач реализации программы «Электронная Москва» было создание системы «одного окна», переход к оказанию комплексных государственных услуг. Это именно та задача, которую сейчас президент России Дмитрий Медведев ставит на федеральном уровне. Москва занималась решением этой задачи на протяжении 4 лет. На сегодняшний день система «одного окна» внедрена практически во всех точках, связанных с оказанием госуслуг.

В рамках системы «одного окна» работают как простые, так и сложные услуги для граждан. Что такое простая услуга? Это, например, выдача архивной справки из префектуры. Что такое сложная услуга? Это, к примеру, оформление приватизации квартиры. На этих двух примерах я поясню, какие проблемы возникали в процессе реализации поставленных задач.

Одним из первых возник вопрос о том, как реализовывать программное обеспечение «одного окна»? Одно на всех? Разное, но соответствующее определенным требованиями? Интегрированное решение? Москва нашла путь. Она разработала систему сертификации, т.е. утвердила список требований, которым должно удовлетворять программное обеспечение, чтобы реализовать принцип «одного окна». Сертификация была очень строгой, очень жесткой, абсолютно не формальной. Если подсистема удовлетворяла всем требованиям и могла передавать информацию в общегородскую систему мониторинга полностью, бесперебойно, то она принималась как модуль для работы в «одном окне». На решение этого, казалось бы, несложного вопроса, потребовалось полгода.

На втором этапе в городе была запущена система мониторинга, к которой были подключены все системы в городе (а их на тот момент существовало около 600). Необходимо было обеспечить бесперебойность их работы и добиться того, чтобы все системы передавали в систему мониторинга информацию об имеющихся документах в реальном масштабе времени. Это также удалось реализовать.

Следующий шаг реализации системы «одного окна» я поясню на примере выдачи архивной справки. На первый взгляд, это самый простой сервис, но если при подаче гражданином заявления в «одно окно» его регистрируют в электронном виде, снимают копию паспорта через сканер, а потом вручную находят справку в бумажном архиве и выдают ее копию - тогда грош цена такой автоматизации. Очевидно, что без появления электронных архивов документов, среди которых основное количество - это отсканированные документы прошлых лет, бессмысленно пытаться быстро и качественно обслуживать граждан.

Таким образом, стартовала программа создания городских электронных архивов, в рамках которой были отсканированы все распоряжения в префектурах начиная с 90-го года, по вопросам, которые чаще всего затрагивают обращения граждан - документы о признании домов аварийными, подлежащими переселению и другие. Затем в цифровой вид была переведена значительная часть документов архивов Департамента здравоохранения и образования, а также документы Главархива до 1925 года включительно, касающиеся решений исполкома Моссовета, связанных с жильем. Общее количество отсканированных документов составило около 10 миллионов. Создание электронных архивов позволило перевести программу «одного окна» на принципиально новый уровень.

Финансовый кризис заставил пересмотреть планы создания городских электронных архивов, темпы их формирования несколько снизились. В планах на будущее цифровизация до 50 миллионов листов, и эти планы обязательно будут реализованы.

Я привела пример самого простого сервиса - выдачи гражданину справки. На сегодняшний день эта процедура полностью отлажена. Рассмотрим более сложный случай — оформление приватизации квартиры. Для оказания этой услуги надо запросить информацию во многих ведомствах, например, в БТИ, паспортном столе, ЕИРЦ, департаменте образования и пр. Существует регламент оказания услуги, который утвержден Правительством Москвы. Для его реализации необходимо было создать среду электронного взаимодействия. И такая среда передачи данных, обеспечивающая защиту информации, была создана. Таким образом, осталось решить вопрос обеспечения достоверности данных во всех имеющихся системах. В 2007-2008 годах мы занимались выверкой информации, и на сегодняшний момент я могу утверждать, что качество ее значительно улучшилось, в первую очередь по причине востребованности.

Конечно, впереди еще много задач, и я рассказала о процессе создания лишь одной, но, может быть, наиболее важной системы — службы «одного окна».

CNews: Задаче построения «электронного правительства», а именно интеграции информационных ресурсов ведомств, переходу к электронным способам взаимодействия, повышению доступности государственных услуг для населения и организаций, качества государственного управления в последнее время уделяется самое пристальное внимание. Как вы оцениваете уровень готовности органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней к «электронному правительству»?

Елена Мамышева: У компании «Системы и проекты» есть опыт сотрудничества в качестве разработчика с некоторыми регионами, такими как Сургут, Пенза. Мы считаем, что региональные и муниципальные органы власти готовы к «электронному правительству». Им необходимы только деньги, хорошие разработчики и согласованные регламенты.

Если говорить о региональном и федеральном уровне, то здесь происходит обобщение информации, и возникает не столько техническая проблема ее сбора и обработки, сколько проблема отсутствия развитых аналитических механизмов - систем многомерного анализа, визуализации и представления для руководства, всего того, что называется ситуационными центрами, ситуационными комнатами. Поэтому руководители уровня губернатора или главы федерального министерства еще не ощущают в полной мере эффекта от автоматизации.

Кроме того, для того, чтобы получить достоверную информацию на региональном уровне, надо полностью автоматизировать уровень муниципальный, а это большой и рутинный труд. Но пройти этот путь необходимо, и сделать это надо последовательно и системно.

CNews: Что, на ваш взгляд, является основным сдерживающим фактором информатизации - недостаточное финансирование, несовершенство правовой базы, отсутствие политической воли руководителей на местах или что-то еще?

Елена Мамышева: Самый простой ответ - все это. И все-таки, что самое главное? На сегодняшний день многие сферы нашей жизни устроены так, что если информации нет в электронной базе, значит, она не существует.

Важно, чтобы руководители, выстраивая административные процессы систем управления, опирались на наличие и создание автоматизированных технологий, подразумевая постоянный контроль с позиции информационных технологий за решением любых задач. То есть если кто-то докладывает, что сдал в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод или жилье для граждан, а информации о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию в информационной системе не существует, значит, объект не сдан.

Такая позиция должна стать частью ментальности всех руководителей, и тогда автоматизированные системы станут естественной составляющей процесса административного управления. Я думаю, что это произойдет уже скоро.

CNews: Финансовый кризис внес коррективы в ИТ-бюджеты всех организаций, в том числе и государственных ведомств. Насколько значимым для российской ИХ отрасли и для вашей компании в частности является объем государственного заказа в области ИКТ? Как вы оцениваете изменение объема государственного заказа в области ИКТ в текущем 2009 г.? Каковы, на ваш взгляд, перспективы на ближайшие 1-2 года?

Елена Мамышева: Я думаю, что объем государственного заказа в области ИТ сократился по итогам 2009 г. на 60-70%. Влияние такого сокращения на российский ИТ-рынок, на мой взгляд, пока недооценивается. А ведь государственный заказ во многом определяет сохранение рынка труда ИТ-специалистов. В 2009 году ИТ-компании продержались за счет накопленных ранее прибылей и завершения ранее заключенных контрактов. Следующий, 2010 год, на мой взгляд, будет проблемным. Если экономика начнет восстанавливаться в 2010 году, то на реальные объемы она выйдет лишь к 2011. А 2010 год будет очень сложным.

Что касается значимости государственного заказа для отрасли в целом, я думаю, если убрать массовое ПО типа 1C, то на оставшемся рынке госзаказ составляет около 50%. Большинство крупных ИТ-решений создается именно по государственному заказу, а потом тиражируется, модифицируется и распространяется дальше.

CNews: Какие интерактивные сервисы для граждан и бизнеса предусмотрены на созданном вами портале Строительного комплекса Москвы? Какие из них уже работают? Каковы перспективы развития интерактивных сервисов на портале?

Елена Мамышева: Хочу отметить, что созданный нами портал Строительного комплекса Москвы ориентирован в первую очередь на внутренних корпоративных пользователей. Для внешних пользователей существует информационный портал www.stroi.ru - один из самых посещаемых московских государственных порталов. Информация на него поступает с корпоративного портала, который интегрирует множество официальных информационных ресурсов.

Среди сервисов, предусмотренных на www.stroi.ru, - возможность подачи обращений через интернет в службы «горячих линий» строительного комплекса и мониторинга их рассмотрения. Жалобы могут быть поданы по вопросам строительных недоделок в домах-новостройках, «точечной застройки», гаражного строительства, капитального ремонта, реконструкции и сноса, проведения строительных работ, в том числе в ночное время. Эти сервисы включены в работы 2009 года и станут доступны в полном объеме в 2010 г. Но подать жалобу через интернет граждане могут уже сейчас. Для коммерческих компаний -основных участников реализации городских строительных программ предусмотрена возможность получения сведений о документационном обеспечении объектов строительства (по данной компании) в закрытом сегменте портала.

Сам же портал Строительного комплекса Москвы (www.stroy.mos.ru, вход только по паролю) является, по сути, «одним окном» для приема заявок и выдачи разнообразных документов. Например, одним из таких, важных документов является градостроительный план земельного участка. Подают эту заявку правообладатели зданий, сооружений, земельных участков на территории Москвы. Заявка проходит через сервис «одного окна», затем через производственную систему, передается в нужную службу. Нужная служба по электронной системе запрашивает данные из департамента земельных ресурсов и других городских организаций, а затем на основании полученной информации готовит градостроительный план земельного участка, который распечатывается в положенном законодательством виде и выдается потребителю. Все это время потребитель при помощи портала может контролировать процесс подготовки документов.

Вообще, административные регламенты работают только тогда, когда они обязывают служащих заносить всю информацию в автоматизированную систему. Например, в Мосгорстройнадзоре автоматизированная система работает с 2001 года. Только зарегистрировав все данные в системе можно распечатать бланк разрешения на строительство. Этому бланку будет присвоен уникальный номер, который регистрируется в базе. Обойти эту процедуру невозможно. Это тот случай, когда административный регламент полностью «завязан» на информационную систему.

CNews: На портале ИСИО предусмотрена возможность видеомониторинга объектов строительства в режиме реального времени с подключением к видеопотокам разных поставщиков. Расскажите подробнее об этой функции портала. Насколько она востребована и какова эффективность внедрения такой системы видеомониторига?

Елена Мамышева: Да, действительно, через портал Строительного комплекса Москвы реализована возможность подключения к видеокамерам, установленным на строительных объектах. Сегодня к порталу подключены следующие объекты: строительство развязки в районе пересечения проспекта Маршала Жукова и ул. Народного ополчения, Крестовский путепровод, развязка в районе метро Сокол. Заканчиваются работы по установке и подключению камер на стройплощадке Большого театра.

Подключение осуществлялось различными способами, в первую очередь за счет использования уже существующих и установленных камер системы обеспечения безопасности города. Но, к сожалению, не всегда удается получить должное качество видеосигнала, так как в этой системе требования, предъявляемые к камерам и качеству изображения, низкие. Кроме этого, Стройкомплекс планирует обязать. подрядчиков, осуществляющих работы на объекте, устанавливать видеокамеры и таким образом обеспечивать и охрану объекта, и мониторинг хода строительства..

В ближайшее время планируется установка видеокамер на почти ста строительных объектах. В процессе установки и эксплуатации комплекса видеонаблюдения возникает ряд вопросов, которые необходимо оперативно решать. Как правило, это вопросы, связанные с выбором места установки камеры (она не должна мешать проведению строительных работ и в тоже время должна быть защищена от вандализма), сложные вопросы, связанные с организацией подключения установленного оборудования к городским телекоммуникациям.

Система видеомониторинга весьма эффективна и востребована, особенно при проведении совещаний. Она предоставляет возможность руководству города, не теряя времени на поездку, в режиме «он-лайн» увидеть объект.

CNews: Удалось ли с помощью портала полностью исключить бумажный документооборот среди организаций строительного комплекса Москвы, являющихся его пользователями?

Елена Мамышева: Начиная с 1992 года, наша компания внедряет системы электронного документооборота в организациях Стройкомплекса Москвы. К настоящему времени все производственные организации нижнего уровня - Мосгосстройнадзор, Москомархитектура, НИиПИ Генплана, ГлавАПУ, Мосгосэкспертиза - автоматизированы. В этом году заместитель руководителя Москомархитектуры начал заверять документы в электронном виде с помощью ЭЦП до момента их передачи на печать.

Между Департаментами Стройкомплекса и Москомархитектурой существует бумажный документооборот, но он продублирован перемещением карточки в системе электронного документооборота и передачей отсканированной копии. Одновременно, у нас работает система уведомления о приходе писем. Рабочее согласование документов происходит в электронном виде.

Сканирование всей входящей и исходящей служебной переписки мы начали в Стройкомплексе Москвы 3 года назад. Блок сканирования установлен прямо на входе, и любое поступающее письмо - жалоба гражданина, письмо от депутата, обращение строительной организации - сразу проходит через сканер. Во-первых, это резко повысило эффективность работы рядовых сотрудников — им не надо снимать копии самостоятельно и, таким образом, создавать лишние экземпляры документа. Во-вторых, это повысило эффективность работы Стройкомплекса в целом. Автоматическое формирование реквизитов дел и доступа к электронным копиям документов обеспечивает оперативное рассмотрение и решение вопросов в режиме «он-лайн» - любая организация, входящая в Стройкомплекс, может прочитать письмо, которое пришло в другую организацию, в режиме «он-лайн».

Можно сказать, что документооборот строительного комплекса. автоматизирован на 50%. Но даже на этом этапе становится очевидной эффективность этого процесса.

Полностью исключить бумажный документооборот не удалось. Это, в первую очередь, связано с тем, что окончательный документ должен быть бумажным, т.к. только в таком виде он имеет юридическую значимость. Требование «быть на бумаге», с подписью 1-го лица и печатью диктуется сложившейся в настоящее время бизнес- и судебной практикой.

CNews: Уровень подготовки государственных служащих в области ИХ по-прежнему остается невысоким. Как восприняли нововведения, связанные с внедрением портала, рядовые сотрудники ведомств? Насколько серьезной проблемой явилось обучение сотрудников ведомств, подключенных к порталу, работе в новых условиях?

Елена Мамышева: Нельзя сказать, что уровень подготовки госслужащих в области ИТ невысокий. За последние 3-4 года он существенно вырос. Можно смело утверждать, что в настоящее время ни один государственный служащий в органах исполнительной власти не представляет своей работы без использования той или иной информационной системы или базы данных. Существует много примеров перехода на внутренний безбумажный документооборот в части выдачи и отчетности об исполнении поручений руководителя (например, префектура и управы Зеленоградского АО). Нельзя не учитывать существенное омоложение кадров, а степень компьютерной грамотности молодежи не требует комментариев.

Нововведения, связанные с внедрением портала, госслужащие восприняли с радостью -вместо того, чтобы звонить, писать, запрашивать информацию и долго ждать ответа они получили возможность моментально получать доступ к данным через единую точку входа.

При этом надо учитывать, что история ИСИО насчитывает уже около 10 лет, и многие пользователи - потребители информации и ранее активно работали в различных информационных системах. Портал явился просто логическим завершением этого процесса. Появились единая точка входа; правильная (с позиций госслужащего-потребителя/пользователя информации) структуризация и организация информации; достаточный, но не избыточный, объем информации на всех этапах жизненного цикла документа (от заявки до его выпуска и утверждений) и объекта строительства (от намерений до ввода в эксплуатацию).

Поэтому, с учетом опыта работы пользователей в различных информационных системах и знания интернет, обучение не стало проблемой. Точнее сказать, проводится не обучение, а консультирование пользователей.

CNews: Каким образом организована техническая поддержка ИСИО - она осуществляется силами сотрудников вашей компании? Как, по вашему мнению, будет развиваться направление аутсорсинга информационных систем государственных ведомств? Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени мешает развитию аутсорсинга на сегодняшний день?

Елена Мамышева: Техническая поддержка ИСИО организована таким образом, что 90% поступающей информации обрабатывается автоматически, администраторы лишь следят за отсутствием сбоев. Всего в 10 % случаев требуется вмешательство оператора для того, чтобы уточнить реквизиты или завести новое словарное значение в системе метаданных.

Аутсорсинг систем городских ведомств - это очень правильное направление. По-моему, оно и дальше будет развиваться и расширяться, потому что, как правило, в штате госведомств нет высококвалифицированных сотрудников, занимающихся информатизацией.

CNews: Как будет развиваться сегмент информатизации органов государственной власти в 2010-2011 годах? Каковы планы вашей компании на ближайшие годы в этой области?

Елена Мамышева: «Системы и проекты» планирует развиваться в двух направлениях. Первое - работа со стратегическим клиентом - Стройкомплексом Москвы, второе - другие бизнес-направления нашей группы компаний.

Что касается Стройкомплекса Москвы, то задача следующего года - это построение аналитических и прогнозных систем, ситуационного центра. Кроме того, будет запущена в промышленную эксплуатацию Информационная система обеспечения градостроительной деятельности.

Если говорить о бизнес-направлении, то мы планируем развивать такую типовую компоненту, как формирование реестра строек, реализуемых инвестиционных проектов, контроль за их исполнением и надзор за строительством, и идти с ней в регионы. Кроме того, мы достаточно серьезно занимаемся документооборотом, электронными архивами, системами «одного окна», и планируем и дальше двигаться в этом направлении. И, наконец, у нас есть целое направление, связанное, с аутсорсингом информационно-инжиниринговых работ. Это работа с информацией, формирование контента, анализ, прогнозирование, оценка. /p>

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS