Обзор подготовлен

версия для печати
На пути к совершенству

ИТ в банках работают на доход

Банкиры, как и любые бизнесмены, в первую очередь заботятся о производственном подразделении. С точки зрения ИТ-бюджета это означает автоматизацию бизнес-процессов по основной деятельности – предоставлению услуг. Банки сегодня ждут от ИТ-проектов в первую очередь результатов, связанных с повышением доходности бизнеса.

Если до кризиса банки автоматизировали отдельные направления, то в этом году главным приоритетом стало совершенствование управления имеющимся арсеналом. Например, "Форс" внедрил в "Промсвязьбанке" систему централизованного управления учетными записями и доступом на базе линейки продуктов Oracle Identity & Access Management Suite. Решение уже введено в промышленную эксплуатацию, интегрировано с информационными системами Microsoft и IBM и впоследствии будет совмещаться и с другими системами, использующимися в банке. "Создан единый репозиторий идентификационных данных, которые используются для управления учетными записями сотрудников в нескольких информационных системах банка, – рассказывает о результатах проекта Олег Мухтаров, директор департамента по работе с коммерческим сектором компании "Форс". - В результате стало возможным автоматизировать целый ряд новых бизнес-процессов по управлению учетными записями и организационной структурой. Появились неограниченные возможности по расширению атрибутного состава выгружаемых из системы объектов, включая использование нестандартных атрибутов учетных записей. Для большинства бизнес-процессов реализован механизм автоматических почтовых оповещений специалистов банка".

"Банк Москвы" в июле провел тендер по созданию корпоративного хранилища данных, которое должно объединить приложения всех подразделений в части аналитических задач. Как объяснила вице-президент "Банка Москвы" Оксана Смирнова-Крелль, рассматривалось два подхода: адаптация типового решения под требования банка или процессов банка под решение. Руководство банка пошло по пути индивидуализации, поэтому проект разбивается на два этапа: сначала будут сформулированы требования к хранилищу, и только потом банк приступит к выбору платформы и поставщика.

"МДМ Банк" в конце прошлого года объединил системы документооборота своих московских и новосибирских офисов. Проект стал продолжением процесса интеграции ИТ-инфраструктуры с системами "Урса-банка" (слияние с которым завершилось в августе 2009 года). В "МДМ-Банке" и "Урса-банке" использовались системы документооборота на базе решения LanDocs, поэтому и новое ПО построено на основе LanDocs. Проект длился 3 месяца. "Проведена миграция данных из СЭД LanDocs, эксплуатировавшихся в банках. В объединенную систему перенесена вся применимая на сегодня бизнес-логика. Следующий этап – выстраивание новой методологии управления документооборотом", - рассказывает о проекте Станислав Евтисов, руководитель направления технологического сопровождения СЭД "МДМ Банка".

Компании-интеграторы редактируют пакет предложений в ответ на требования заказчика. По мнению Евгения Закрепина, первого заместителя управляющего директора компании "Техносерв", банки предпочитают внедрять готовые решения по автоматизации бизнес-процессов, учитывающие не только западный опыт, но и прежде всего российскую практику. Поэтому интеграторы расширяют пакет собственных разработок на базе платформ ведущих поставщиков. Например, для упрощения процесса делопроизводства "Техносерв" предлагает веб-систему управления данными - TSOA (TechnoServ Object Arcvhive). Решение дает возможность комплексной автоматизации финансовых организаций на базе объединения первичной документации всех автоматизированных бизнес-систем предприятия через открытые каналы связи интернет. В результате создается единая система электронного документооборота предприятия, связывающая фронт- и бэк-офисы единым интерфейсом доступа к данным. Еще один продукт - разработка компании "Техносерв Консалтинг" TSC Retail - представляет собой единое фронт-офисное приложение, которое полностью объединяет функционал фронт- и мидл-офисных приложений, используемых во всех отделениях банков, в "единое окно". В решение сразу "встроена" система интернет-банкинга.

Компания "Диасофт" добавила в собственную АБС Diasoft FA# возможность автоматизировать ведение договоров банковского счета юридических лиц. Работа с корпоративным клиентом теперь начинается с заключения договора, которое осуществляется из единого окна. Раньше приходилось заходить в разные пункты меню и выполнять целый набор действий. Теперь автоматически открываются счета по договору, печатается сам договор, "связываются" тарифные планы с услугами, а услуги и счета с договорами.

Компания "Форс" открыла направление разработки мобильных приложений и выпустила решение для интернет-доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств, например, с планшета iPad. Компания объявила о разработке нового ПО в августе 2011 года. По данным компании, решение универсально и может использоваться в любых отраслях. Но, как отметил представитель компании, именно банки, наиболее активно инвестирующие в ИТ, проявили повышенную заинтересованность.

Защита от случайности

В то же время, по мнению экспертов рынка, банки вынуждены уделять много внимания вопросам безопасности. Это направление косвенно влияет на повышение доходности, ностатистику информационных потерь финансовые организации добровольно никогда не открывают. А значит, и оценок окупаемости подобных проектов нет. Дело и в законе № 152 "О персональных данных", большинство положений которого посвящено их защите, и в запросах отраслевых регуляторов. "Введены в действия новые требования к обеспечению гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг, безопасности обработки данных и возможности восстановления ИС и ресурсов*", - приводит пример ужесточения Евгений Закрепин, первый заместитель управляющего директора компании "Техносерв". Тот же "Промсвязьбанк" в прошлом году построил удаленный резервный телекоммуникационный центр. "Его основное назначение - обеспечить непрерывность клиентских и инфраструктурных коммуникационных сервисов в случае технических сбоев оборудования, природно-техногенных катастроф, крупных аварий у операторов связи", - поясняет Евгений Закрепин, чья компания выполняла этот проект.

Изыски

Крупнейшие банки – лидеры автоматизации - уже могут позволить себе инвестировать не в производство, а в обслуживание.

Продолжая развитие своей ERP-системы на базе SAP, ВТБ24 автоматизирует административно-хозяйственную деятельность. В результате банк сможет вести учет товарно-материальных ценностей по единым правилам для всех подразделений банка в одном информационном пространстве и, соответственно, получать единую отчетность по хозяйственным операциям. При этом уменьшится нагрузка на АБС, поскольку учет основных средств "перекочует" в SAP ERP. Эксплуатация модуля началась в головном офисе и будет начата Екатеринбургском филиале до конца 2011 года. Далее по плану - автоматизация ведения сметы административно-хозяйственных расходов. Руководитель проекта со стороны ВТБ24 Наталия Татаурова надеется, что автоматизация позволит оптимизировать трудозатраты на ведение учета и формирование отчетности.

"Банк Москвы" в феврале этого года завершил проект по оптимизации управления денежными средствами, загружаемыми в банкоматы. Внедрено решение LanCashManagement на базе Microsoft Dynamics AX. Цель проекта - минимизация операционных издержек, связанных с инкассацией сети банкоматов – достигнута, затраты сократились на 15%, проект окупился за 6 месяцев. Теперь для каждого банкомата можно определить оптимальные суммы загрузки, купюрный набор и сроки следующих инкассаций. "Главное, что внедрение системы позволяет банку экономить значительные средства", - резюмирует Вячеслав Межов, директор процессингового центра "Банка Москвы". Его слова отражают общую идеологию приоритетов банковской автоматизации.

* Имеются в виду положения законов от 27 июня 2011 года №161-ФЗ "О национальной платежной системе", 25 июля 2011 года №261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о персональных данных", требования письма ЦБ РФ от 24 мая 2005 года №76-Т "Об организации управления операционным риском в кредитных организациях" и последнего стандарта ЦБ СТО БР ИББС-1.0-2010 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации", рекомендаций в области стандартизации ЦБ РС БР ИББС-2.4-2010 "Обеспечение ИБ организаций банковской системы РФ. Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах ПД организаций банков банковской системы РФ".

Наталья Анищук / CNews Analytics


Денис Сотин

Денис Сотин:

Основное направление - централизация

Денис Сотин, директор технологической дирекции «ТрансКредитБанка», оказался в эпицентре сложнейшего и интересного проекта – банк готовится к интеграции в группу ВТБ. Параллельно весь последний год идет активное ИТ-развитие розничного направления, что положительно отразилось на финансовых показателях.

CNews: Какие новые требования появились к ИТ-решениям со стороны банков?

Денис Сотин: Особенных требований в течение последнего года не появилось. Скорее приходит осознание необходимости перехода на новые, более эффективные технологии. Очевидно, что централизация систем банка рано или поздно должна стать стандартом для всех крупных банков, и очевидно, что многие из банков активно двигаются в этом направлении. В части архитектуры явно видна тенденция перехода на SOA-архитектуру, обеспечивающую большую стабильность, управляемость систем, возможность оперативных изменений и развития информационных систем. Также можно отметить ужесточившиеся требования к информационной безопасности, вызванные не только требованиями регуляторов, но сложившейся практикой, реальными угрозами с потенциально высокими финансовыми потерями.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS