Статья

ПО для СМБ: внедряем ИТ без лишних затрат

Цифровизация SMB Бизнес-приложения Системное ПО SMB Бизнес

В стремлении к росту малый и средний бизнес вынужден искать новые средства повышения эффективности и снижения издержек. Бизнес-функции, требующие больших временных и интеллектуальных затрат, сейчас могут быть автоматизированы. Использование компаниями СМБ современного ПО может создать преимущество даже перед более крупными конкурентами. Какие задачи растущего бизнеса можно решить с помощью ПО? За счет каких программных средств можно добиться повышения эффективности и снижения издержек?

Для повышения качества и скорости обслуживания клиентов необходима эффективная работа с базой данных. Ускорение поиска нужной информации, возможность видеть всю историю работы с клиентом сокращают время, требуемое для обработки каждого обращения, позволяют более грамотно планировать работу. В итоге за один и тот же период можно предоставить больше услуг, получить и обработать совершенно другое количество запросов без потери качества обслуживания.


Cектор СМБ все сильнее нуждается в достаточно простых и недорогих CRM-продуктах

Для решения этих задач активно используются системы CRM. Из конкретных экономических эффектов от внедрения CRM можно привести следующие цифры. Как показывают результаты исследований, после установки такой системы один менеджер может работать с базой от 200 до 500 клиентов. И при этом поддерживать постоянные контакты с каждым из них. Исходя из опыта внедрений и данных исследований, временные затраты персонала на работу с клиентом в таком случае сокращаются в среднем на 20-30%. Следовательно, потребность в персонале уменьшается именно на эту величину.

Задачи построения эффективного предприятия и создания необходимой базы для его роста (с перспективой перехода из сегмента СМБ в Enterprise):

  • организация единого хранилища документов,
  • организация удобного и быстрого поиска документов,
  • автоматизация согласования документов по основным бизнес-процессам: договора, заявки и пр.,
  • организация пространства для совместной работы сотрудников.

Источник: Terralink, 2011

Согласно исследованию The Gartner CRM Vendor Guide, сектор СМБ все сильнее нуждается в достаточно простых и недорогих CRM-продуктах. И все больше поставщиков СРМ–систем могут отвечать таким потребностям. В частности, за счет предоставления программного обеспечения в виде услуги (технология SaaS), что может сделать эти решения еще более доступными для СМБ, а также гибкими и динамичными.

Среди производителей и продавцов СРМ–решений в исследовании Gartner CRM Vendor Guide отмечены Oracle (Oracle Hyperion Plannin), "1С-Рарус" (решение для управления продажами), Acticom (системы управления контактами ACT!, Goldmine, комплексная настраиваемая CRM Terrasoft), Microsoft(Microsoft Dynamics CRM - лучшее, согласно исследованию Forrester, решение CRM для средних организаций), "Компас" и другие.

Согласно аналитическому обзору российского рынка CRM-систем DSS Consulting, основными заказчиками CRM-решений являются именно компании СМБ. В 2009 году 78% процентов заказчиков CRM-систем составили организации с численностью персонала менее 100 сотрудников, и 17% - имеющие от 100 до 500 служащих. Это в основном торговые предприятия, а также игроки сектора сферы услуг. Такой большой интерес со стороны СМБ объясняется прежде всего спецификой их хозяйственной деятельности.

Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам компании ABBYY Россия, полагает, что компаниям, работающим в СМБ-сегменте, выгодно внедрение ERP-системы: либо просто бухгалтерской системы, либо системы управления процессами в целом. Если в компании работает большое количество людей, то целесообразно иметь аналог CRM-системы. По его мнению, с точки зрения систем потокового ввода документов ряду компаний СМБ-сегмента необходима централизация процессов по распознаванию документов, что позволяет экономить на объемах, обеспечивать удобство доступа и прочее, а когда размер компании измеряется несколькими сотнями человек, необходимо создание легкого архивного решения (архив входящих документов, бухгалтерских документов с возможность поиска по этому архиву).

"Перед компаниями СМБ-сегмента также встает задача централизации ряда функций, в том числе, архива документов. Это позволяет в рамках компании осуществлять поиск документов, их передачу и согласование. Таким образом, есть выигрыш от внедрения систем электронного документооборота, электронного архива, ERP. Здесь хотелось бы отметить важную тенденцию: становится очевидно, что все те системы, которые раньше оправдывали себя фактически только на крупном бизнесе, сегодня дошли до высокого уровня готовности, стали настолько мощными и гибкими, что эффективны даже для небольших компаний", - отмечает он.

Коллективная работа

Коллективная работа обеспечивает быстрый поиск решений, вовлечение в работу всех сотрудников. И в итоге — наиболее полную реализацию интеллектуального потенциала компании. Для руководителей это — удобные средства для постановки и контроля выполнения сотрудниками задач. Как показывают результаты опроса Microsoft SMB Insight Report, проведенного среди 600 представителей СМБ, около 40% организаций предрекают повышенный интерес к увеличению интеллектуальных ресурсов предприятий.

В исследовании Magic Quadrant for Social Software in the Workplace (Gartner) говорится, что большинство предприятий по-прежнему продолжают искать оптимальный баланс между риском и вознаграждением от внедрения ПО для коллективной работы. Компании опасаются, что сотрудники будут злоупотреблять социальными возможностями ПО, и это приведет к созданию обычной социальной сети, только внутри организации.

Но в целом, согласно исследованию, решения для коллективной работы предоставляют такие основные преимущества как возможность обратиться за советом или информацией сразу к большому числу пользователей (сотрудников), автоматически создавать команды и рабочие группы, видеть наилучшие практические примеры коллег и учиться на обширном чужом опыте.

Как пример ПО в этой сфере исследование Gartner приводит Yammer и его корпоративные микроблоги, напоминающие Twitter, Cisco Quad, – с корпоративной социальной сетью и возможностями видеосвязи.

Среди более универсальных решений, предназначенных для коллективной работы, в т.ч. для разработки внутренних и внешних порталов и веб-сайтов, нужно отметить Oracle WebCenter Suite 11g , а также — IBM Lotus Connections 2.5 - продукт с широким набором социальных решений (профили, сообщества, обмен файлами, блоги, микроблоги, закладки и вики, которые могут быть использованы вместе или по отдельности).

Возможности для создания корпоративных порталов и обеспечения коллективной работы содержатся в решениях на основе Microsoft SharePoint. Проведенное компанией Forrester исследование показало, что возврат инвестиций при внедрении подобного ПО с поправкой на риск для типовой организации составляет 108% при сроке окупаемости менее 12 месяцев с момента внедрения.

Бизнес-анализ

ПО для бизнес анализа позволяет быстро получать нужную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, и вовлекать в обсуждение максимум заинтересованных сотрудников.