Статья

Обучение ИТ-специалистов: рассчитываем ценность для бизнеса

SMB SMB Бизнес

Современный бизнес предъявляет высокие требования к сотрудникам в части соответствия их знаний актуальным рыночным тенденциям. Это заключается не только в знании иностранных языков и умении работать мобильно, но и иметь соответствующие компетенции в использовании ИТ-технологий и решений. Из чего складывается ценность ИТ-обучения для бизнеса?

В условиях высокой конкуренции любая компания пытается достичь высокой маржинальности своего бизнеса, привлечь к себе платежеспособных клиентов и повысить производительность труда своих сотрудников. Наиболее очевидным способом решения этих задач является обучение специалистов ИТ-знаниям (проведение тренингов, семинаров, практикумы), после которых сотрудники более эффективно пользуются ИТ-средствам, соблюдают корпоративные политики и регламенты при использовании информационных систем, что отражается на общей операционной деятельности фирмы (рост удовлетворенности клиентов быстрым обслуживанием, повышение гибкости производственных ресурсов при выпуске новой продукции, рост доходов компании и т.п). Примечательно, что уровень оценки бизнес-ценности подобного обучения неоднороден – топ-менеджмент обычно понимает преимущества обученных работников над необученными, тогда как руководители на местах могут неоднозначно воспринимать подобные процедуры, считая их тратой времени и финансов. Самым рискованным в условиях современного рынка является непонимание бизнесом влияния необученных специалистов на работу компании.

Сколько стоит необученный ИТ-специалист?

В самом общем виде для организации любого масштаба и типа деятельности нахождение в штате специалистов с устаревшими ИТ-знаниями или с их отсутствием обходится бизнесу дороже, чем содержание высококвалифицированных сотрудников, несмотря на разницу в их зарплатах (она может быть многократной). Основная статья расходов на необученных или малообученных специалистов – техническая поддержка, которая в большинстве случаев связана с простоями самих сотрудников или долгим временем для завершения проекта, их невовлеченностью в работу, а также неаккуратности и неточности в выполнении заданий (необходимость перепроверки и исправления ошибок). Кроме того, проведение специальных курсов повышения квалификации и дополнительного обучения позволяет улучшить лояльность сотрудника – в компаниях, где нет таких программ, работники увольняются чаще в несколько раз, чем в тех, где такие программы присутствуют. Так, по данным American Society for Training & Development, организацию, где не обеспечен рост квалификации, покинут 41% работников против 12%, работающих там, где эти программы действуют.

Что дает ИТ-обучение бизнесу?

Источник: The Alchemy Solutions Group, 2010

По данным исследования аналитической компании IDC, в докризисный период в среднем компания тратила от 10 до 30% от усредненного показателя своей эффективности за счет использования неквалифицированных или малоквалифицированных ИТ-специалистов. Более того, к третьему году измерений этого показателя фирма уже работала только на 41% от своих возможностей, каждый год, снижая этот показатель и достигая 24% к шестому году наблюдений за счет текучки кадров, технологических изменений, устаревания знаний, изменений рынка. Подобные метрики возможны, если стоимость затрат на ИТ-обучение разложить на три основных направления, где будет просчитываем уровень ROI. Это – оценка доли квалифицированных ИТ-кадров в генерации прибыли компании, в сокращении издержек и в производительности труда. Это распространяется не только на организации, где ИТ и телекоммуникации являются основным видом бизнеса (там, в частности, две трети ИТ-руководителей считают, что успешность их подразделения зависит от уровня знаний команды), но и там, где они представляют собой второстепенное направление – потраченные в краткосрочном периоде средства на обучение могут вернуться в долгосрочной перспективе в виде увеличившейся прибыли или в среднесрочной в виде уменьшения расходных статей бюджета (снижение количества обращений в техподдержку, грамотные политики использования ПК и оргтехникой, повышение эффективности труда при внедрении ПО для автоматизации – CRM, СЭД, корпоративных порталов и пр.) По данным исследования The Alchemy Solutions Group, проведенного в 2010 году, 67% организациям требуется четкое предварительное финансовое обоснование необходимости введения расходной статьи на ИТ-обучение, поскольку только 42% компаний имеют возможности отсроченной оценки этих вложений. В связи с этим возникает риск, что бизнес потеряет непосредственно необходимый "здесь и сейчас" кейс для проведения дополнительного обучения – то есть, например, конкуренты успеют вывести в массовое использование новую технологию, связанную с операционной деятельностью компании, сотрудники уволятся, сочтя работу в компании бесперспективной для удовлетворения их профессиональных амбиций, поставленные цели и задачи бизнеса будут скорректированы и так далее. Особенно это существенно в период нестабильности на рынке, когда бизнес может необоснованно урезать расходы на определенных направлениях, часто включая в них издержки на обучение сотрудников. Также это может наблюдаться в компаниях, где очень активно идет быстрый процесс автоматизации операционных процессов, за счет чего складывается иллюзия, что по его окончании потребность в самих специалистах сведется к минимуму (как если бы приложения и оборудование могли сами выполнять действия без какого-либо контроля со стороны человека или программирования по конкретные бизнес-процессы и изменяющиеся условия рынка).

Каким бывает ИТ-обучение?

Подготовка специалистов в компании обычно состоит из трех взаимосвязанных аспектов – прохождения сотрудниками обязательных общих учебных мероприятий, ориентации на возможность обучения в дальнейшем (то есть, повышение квалификации должно относиться к развивающейся и перспективной технологии на рынке), а также стимулов к прохождению обучения (приказ от руководства, пример менеджеров, бонусы и другие схемы поощрения сотрудников). Оно может проводиться в специальных учебных центрах (в рамках аудиторных занятий или публичных мастер-классов), индивидуально на самом предприятии, дистанционно. Выбор того или иного способа проведения зависит от целей и задач обучения, сложности изучаемого продукта или технологии, а также финансовых возможностей компании. В случае с ИТ-обучением распространены именно занятия в учебных центрах (есть необходимые ТСО, возможность "живой" обратной связи с преподавателем, наглядность и привычность самого процесса). Кроме того, в случае обучения большого количества специалистов подобный способ будет стоить дешевле, чем приглашение преподавателей на проведение занятий внутри компании. Однако обучение в учебных центрах актуально преимущественно для массовых продуктов и технологий, которые достаточно сложны для заочного изучения, уровень ИТ-компетенции для которых жестко определен различными отраслевыми стандартами и не требует "кастомизации" под бизнес отдельно взятой компании.