CMS для сайта компании: критерии выбора
Присутствие бизнеса в сети – это важная составляющая корпоративного имиджа и коммуникации с клиентами наряду с традиционным включением телефонов, факсов и адресов электронной почты в справочники и каталоги. По этой причине веб-сайт является лицом компании не в меньшей степени, чем ее офис или сотрудники. Для эффективного представления веб-сайт должен быть сделан на базе системы управления контентом (CMS), с помощью которой происходит наполнение содержания размещаемых в сети данных. Какие возможности сейчас предлагаются рынком в этом сегменте ПО для СМБ?
CMS представляет собой отдельный тип программного обеспечения для управления размещением (публикацией) контента на веб-сервере, на котором развернут сайт. Как и любой программный продукт, она может быть как платной, так и бесплатной, требовательной или нетребовательной к ресурсам сервера, простой или сложной в освоении и использовании, построенной на открытом коде или представлять собой закрытую разработку, являться тиражным или заказным решением. Помимо обычных инструментов для веб-публикации в ней может использоваться специальный программный интерфейс для расширения функций решения, например, создания веб-приложений, плагинов и так далее без полной переделки всего проекта. Такие "глобальные" CMS используются не только крупным бизнесом, но и СМБ-компаниями – корпоративный веб-сайт должен соответствовать определенным нормам и показывать стремление фирмы к применению актуальных технологий уже в оформлении своего веб-представительства, не говоря уже о ведении самой операционной деятельности.
"Коробочное решение" представляет собой CMS для решения типовых задач
Очевидный тренд CMS в настоящее время связан с расширением управления контентом на информацию, передаваемую между пользователями различными средствами Web 2.0 (customer communication content management). Посетитель, зашедший на веб-сайт, построенный на современных CMS, сегодня видит не только перенесенный в дизайн шаблонов страниц фирменный стиль компании, но и может пользоваться интерактивными элементами (RSS или email- рассылкой, обратной связью, форумом, интернет-магазином), а также, если это допускается в реализации самого проекта сайта, принимает участие в его наполнении. Кроме того, современные CMS выбираются и с учетом возможности интеграции этого решения с другими корпоративным ПО, работающим в организации, например, с CRM-системой. Так, например, за счет заложенной во всех продуктах Microsoft возможности интеграции независимых приложений друг с другом, разработчик, использующий MS Visual Studio, может в оперативные сроки написать веб-приложение и организовать обмен данными между своим приложением и корпоративной ERP- или CRM-системой заказчика, мобильным устройством или веб-сервисом.
Почему существуют разные средства создания веб-сайтов?
На заре возникновения электронной торговли в сети большинство сайтов представляло собой набор сверстанных вручную страниц, соединенных между собой гиперссылками. Позже их заменили конструкторы сайтов – скрипты, автоматизирующие сам процесс верстки и веб-публикации на веб-хостинге. Они получили широкое распространение на бесплатных сервисах по размещению веб-сайтов и определенный период времени пользоваться ими было одинаково комфортно как частным лицам, так и компаниям, открывающим свое представительство в сети. Тем не менее, уже достаточно давно понятно, что с ростом и усложнением типов контента для веб-публикации, необходимостью поддержания интерактивности сайта и его посетителей, а также с общими имиджевыми целями держать веб-сайт на хостинге с конструктором, по крайней мере, несовременно. Поэтому на коммерческих хостингах конструкторы были заменены на возможность работы в полноценной CMS, установленной на веб-сервер провайдером. Следующее развитие этой тенденции – выпуск крупными игроками рынка программных сред разработки веб-сайтов и веб-приложений с возможностью быстрой публикации и развертывания в сети. Такие решения есть сейчас, например, у Microsoft (продукт WebMatrix), у Oracle (APEX), NetBeans, Zend Studio и так далее.
Ошибочно предполагать, что внедрение той или иной CMS полностью снимет все проблемы, связанные с управлением информацией. Как и любой другой тип программного обеспечения, CMS имеют стоимость решения, стоимость владения и стоимость внедрения, которые складываются из множества факторов. Так, например, компания может столкнуться с тем, что на бесплатной версии CMS у нее не будет возможности использовать дополнительные расширения или из-за закрытости кода индивидуальная разработка обойдется в сумму, превышающую покупку дорогой "коробки". Не в последнюю очередь стоимость владения связана и со степенью развития продукта: чем более массовыми и отлаженными являются CMS и среда веб-разработки, тем ниже стоимость их технического обслуживания, обучения специалистов и так далее.
Какие бывают CMS?
"Коробочное решение" представляет собой CMS для решения типовых задач. Его стоимость обычно включает в себя не только дистрибутив самой системы, но и дополнительные услуги (например, техническую поддержку или обучение специалистов). Подобные решения являются проприетарными и коммерческими – на рынке есть CMS с возможностями разработки веб-приложений "1С-Битрикс", NetCat, UMI.CMS, Amiro.CMS, Atilekt.CMS. Подобные решения можно использовать в случае реализации проектов, исполняемых на заказ веб-студией, которая является партнером компаний-производителей этих CMS и может предложить специальные цены на услуги, сделать нестандартное решение и пр. "Коробка" CMS окупается за счет того, что компания, приобретая подобное решение, получает в большинстве случаев проект "под ключ" с внедрением и поддержкой. Тем не менее, подобный тип систем управления контентом имеет и свои недостатки. Во-первых, такие CMS и средства веб-разработки предъявляют определенные требования к хостинг-провайдеру (у него должен быть установлен соответствующий стек ПО), во-вторых, организация, использующая такое решение, ограничена в возможностях дальнейшего расширения CMS самостоятельно - ей придется обращаться к веб-студиям-партнерам разработчика этой системы и написание на заказ какого-нибудь дополнительного нестандартного модуля к той или иной "коробочной" CMS может стоить практически столько же, сколько стоила CMS в момент приобретения. По этой причине "коробочные" решения лучше всего применять из расчета долгосрочных перспектив использования данного типа CMS и партнерских отношений с компанией, осуществляющей ее внедрение в организации.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2568