Бизнес меняет СЭД на социальные сети
ECM-решения, предназначенные для управления корпоративным контентом, в современной организации все больше становятся социально ориентированными, превращаясь в Social Business Software. Это выражается в смещении фокуса на возможности совместной работы и коммуникации, а также в перемещении таких продуктов в "облако" и распространении по модели SaaS, что делает их доступными для СМБ. Какие SBS-решения определяют сегодня ландшафт рынка в мире и России?
Социальные сети уже давно превратились в привычный инструмент коммуникаций. Это связано, в первую очередь, с тем, что функциональность социальных медиа гораздо шире, а интерфейс – дружелюбнее, чем у традиционных корпоративных средств общения. Consumer Internet Servises, такие, как Twitter, "ВКонтакте" и пр. все больше вторгаются в жизнь рядовых пользователей всемирной сети. Разумеется, этот тренд не может не учитываться при реализации бизнес-задач – игнорировать его просто глупо. Постепенно необходимость "социализации" корпоративных решений стала совершенно очевидной, что повлекло появление практически нового класса программного обеспечения - Social Business Software (SBS). Данный род продуктов отличается от ECM-систем именно использованием уже привычных сотрудникам инструментов, знакомых им по социальным сетям. По словам экспертов, такой софт гораздо легче "приживается" в организации и поэтому более эффективен, чем традиционное корпоративное ПО.
Чем отличается SBS от другого ПО?
Исследованием Social Business Software занимаются несколько аналитических компаний, включая известные Gartner и Forrester Research. С 2010 года этот класс корпоративного ПО также фигурирует в отчетах некоммерческой организации AIIM, которая объединяет экспертов в области электронного документооборота и управления контентом. Кроме того, существует некоторое количество внутренних отчетов, которые составляют сами игроки рынка SBS, в частности, один из его лидеров – Jive Software. В чем схожи и в чем различны позиции исследователей?
Согласно AIIM, рынок SBS-решений сформировался в течение первого десятилетия 21 века. Это произошло в результате так называемого "перелома" (крупных разбирательств в области нарушения законодательства потребителями больших объемов документов) и подъема интереса бизнеса к проблеме управляемости значительными массивами неструктурированной информации.Также среди причин выделения данного сектора называют появление недорогих решений, использующих возможности совместной работы и коммуникации, облачные и open source-технологии, то есть, собственно "социальных СЭД" (System of Engagement).С 2010 года в бизнес-среду все больше проникают идеи достижения большей эффективности и конкурентоспособности в результате внедрения гибких решений для сотрудников среднего звена, то есть инвестирования в Social Business Systems.
Social Enterprise платформы, 3-й квартал 2011
Источник: Forrester Research, 2011
Forrester Research, исследуя платформы уровня Enterprise Social, понимает под SBS не только продукты для взаимодействия сотрудников между собой, но и для решения задач по работе с клиентами. Рост популярности использования подобных программных пакетов эксперты связывают с тремя ключевыми тенденциями: необходимостью создания и повторного использования базы знаний, обязательным поддержанием связей между офисными и мобильными сотрудниками, а также общерыночным трендом применения новых технологий в бизнесе, под которыми, в частности, и понимаются средства совместной работы.
Social Enterprise software-рынок, 2010
Источник: Gartner, 2011
В терминологии Gartner, SBS – это системы, включающие в себя несколько модулей, среди которых наиболее значимы блоги, группы или сообщества, функции обмена документами, инструменты для коллективных обсуждений, вики-механизмы, возможности управления ролями пользователей и правами доступа к контенту, а также функции ведения личных страниц сотрудника (анкет). Иными словами, для экспертов SBS становится синонимом расширенной социальной сети для бизнес-использования.
Лидеры рынка
AIIM практически не уточняет, кто входит в "первый эшелон" рынка SBS, но отмечает роль MS Share Point в развитии данного направления – именно этот продукт находился на рубеже между "социальными СЭД" и SBS и за счет расширения своей функциональности и доступности для бизнеса катализировал интерес к подобным решениям в 2007-2008 гг.
В исследованиях Forrester Research и Gartner в силу широты охвата понятия среди вендоров SBS, кроме Microsoft, IBM и Jive Software, называют также производителей ECM/CMS, и разработчиков сервисов для хранения контента в "облаке", и создателей корпоративных соцсетей. Список поставщиков таких решений у исследователей различен, но общими для них являются помимо названной тройки лидеров Open Text, Social Text и Cisco. В портфолио этих компаний есть SBS-решения, которые эксперты ранжируют по нескольким критериям.Основными из них являются количество внедрений, текущий уровнем разработки, а также стратегия развития продукта на рынке.
Надо заметить, что отмеченные аналитиками тенденции носят мировой масштаб, но, как это часто бывает, относятся в полной мере к развитым странам, в частности, к США и некоторым государствам Западной Европы. Для них существенны изменения, которые фиксируются организациями после внедрения SBS: экономия времени работников на совещания и решение дублирующих задач, поиск информации и скорость согласования документов по всей цепочке прохождения между отделами. В России же указанные тренды применимы к лишь небольшому числу компаний и, в принципе, общий уровень проникновения SBS находится на уровне статистической погрешности. Из перечисленных экспертами продуктов в России доступны два решения: IBM Web Sphere и MS SharePoint – а на непосредственно локальном рынке концепция SBS выражена в продукте "1С-Битрикс: Корпоративный портал".
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2769